Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда). Конспект к презентации по изо на тему "загадки джоконды" “Мозговой штурм”: какие идеи пришли на ум


Леонардо да Винчи

Великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Еще при жизни о Леонардо да Винчи ходили легенды. Его называли магом и чародеем. Всезнающим ангелом и антихристом. Не было людей равнодушных к его персоне. Его либо обожали, либо ненавидели, либо обожали и ненавидели одновременно. Он был загадкой для современников и до сих пор остается одной из самых таинственных фигур в истории человечества.

Его произведения уникальны, как и он сам. Поражают своей глубочайшей мыслью.




« Иоанн Креститель »


«Мадонна Литта» (1490-1491)


«Мо на Лиза » («Джоконда»)

(1503-1505гг.)


Картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре. Одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо.

Полное название картины - « Портрет госпожи Лизы Джокондо».

Зрители, глядя на неё, по-разному воспринимают ее чувства, и невозможно однозначно охарактеризовать внутреннее состояние изображенной женщины. Необъяснимым остается то, что кроется за необыкновенной техникой применяемой в портрете - ведь главная загадка его в необъяснимом выражении лица, в непонятной "ускользающей" улыбке.


Мнения исследователей насчет портрета Джоконды и ее загадочной улыбки расходятся. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной. Биограф Леонардо да Винчи Джорджио Вазари , восхищаясь глубокомысленным содержанием портрета, пишет, что у изображенной Моны Лизы необыкновенное и положительное духовное состояние: "Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию...

А. Л. Волынский - литератор 19 века и исследователь художественной деятельности Леонардо да Винчи - характеризует портрет Моны Лизы совсем иначе. Анализируя работы Леонардо, исследователь склоняется к выводу, что живопись была для этого могучего гения, скорее, научным экспериментом, нежели самим искусством с его предназначением. А. Л. Волынский уверен, что великий художник не стремился придать своим персонажам святость и возвышенную духовность, и не преследовал цель затронуть этим душу зрителя.

И в портрете Джоконды, при всей непревзойденности техники изображения человека и эстетической гармонии, отсутствуют душевная теплота, чистая нравственность и высокие устремления, что есть главным в произведениях искусства. А загадочную улыбку исследователь искусств охарактеризовал как ядовитую усмешку, вместе с неприятным и насмешливым взглядом узких глаз. Вот как он описывает свое впечатление от увиденного портрета и улыбки Джоконды: "Непонятная улыбка возбуждала во мне что-то неприятное: в душу ниоткуда не проникал свет художественной красоты, а ум не устанавливал никакой определенной точки зрения на этот портрет.


Предполагается, что Леонардо использовал в своей картине свойства человеческого зрения, что создает удивительные свойства выражения лица Джоконды. Зрение у человека есть прямое и периферическое. Прямое - хорошо воспринимает детали, хуже - тени. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета считает, что улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением".




Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника. Но учёные нашли дневник флорентийского чиновника, в котором он пишет о создании портрета Лизы Герардини




деятельности Леонардо да Винчи - характеризует портрет Моны Лизы совсем иначе. Анализируя работы Леонардо, исследователь склоняется к выводу, что живопись была для этого могучего гения, скорее, научным экспериментом, нежели самим искусством с его предназначением. А. Л. Волынский уверен, что великий художник не стремился придать своим персонажам святость и возвышенную духовность, и не преследовал цель затронуть этим душу зрителя. И в портрете Джоконды, при всей непревзойденности техники изображения человека и эстетической гармонии, отсутствуют душевная теплота, чистая нравственность и высокие устремления, что есть главным в произведениях искусства. А загадочную улыбку исследователь искусств охарактеризовал как ядовитую усмешку, вместе с неприятным и насмешливым взглядом узких глаз. Вот как он описывает свое впечатление от увиденного портрета и улыбки Джоконды: "Непонятная улыбка возбуждала во мне что-то неприятное: в душу ниоткуда не проникал свет художественной красоты, а ум не устанавливал никакой определенной точки зрения на этот портрет.

Слайд 2

Цели и Задача:

Образовательная. Дети должны научиться анализироватьсредства выразительности художественного произведения, в данном случае обратить внимание на цветовую гамму картины, образ Моны Лизы, технические средства. Воспитательная. формирование эстетического вкуса у детей. Развивающая. Развитие творческого воображения. Задача: заинтересовать учеников творчеством художников Эпохи Возрождения, в частности Леонардо Да Винчи.

Слайд 3

Кратко о главном

«Мо́на Ли́за» - портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция). Полное название картины итал.Ritratto di Monna Lisa del Giocondo - Портрет госпожи Лизы Джокондо.

Слайд 4

О натурщице

Личность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений: Жена флорентийского торговца дель Джокондо Екатерина Сфорца Изабелла д’Эсте Просто идеальная женщина Молодой юноша в женском одеянии Автопортрет Леонардо Загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.

Слайд 5

Неоднозначная натура

«Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Несмотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ею создан визуальный барьер - ручка стула, действующая как перегородка.

Слайд 6

О лице

Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому, как рамкой, тёмными, скрытыми под прозрачной фатой волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана.

Слайд 7

Недосягаемость

На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным, божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому.

Слайд 8

Детективная история «Моны Лизы»

С начала XVI столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.

Слайд 9

Вопросы и задания:

В какую эпоху была создана картина Леонардо Да Винчи «Мона Лиза»? Где хранится картина? Полное название картины Леонардо да Винчи Проанализировать разные версии о том, кого изобразил Леонардо Да Винчи, и высказать аргументированное мнение Подготовить материал о Леонардо Да Винчи и его творчестве, используя различные источники. Доклад представить с компьютерной презентацией.

Посмотреть все слайды

Мона Лиза Джоко́нда

Леонардо да Винчи
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) - великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи

Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней. Грюйе, конец XIX века
«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»; (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde), полное название - Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо, итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

История картины
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».

Сообщение Вазари
Согласно Джорджио Вазари (1511-1574), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.
«Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и музыканты

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи.

Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.

Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».

Работа последователя Леонардо - изображение святой. Возможно, в её облике запечатлена Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, одна из кандидаток на роль Моны Лизы
Версии кто на портрете
Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца
Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская
Чечилия Галлерани (модель другого портрета художника - «Дамы с горностаем»)
Констанца д"Авалос, которая также имела прозвище «Весёлая», то есть La Gioconda по-итальянски. Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» - портрет герцогини Костанцы д´Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о её портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи.
Пачифика Брандано (Pacifica Brandano) - другая любовница Джулиано Медичи, мать кардинала Ипполито Медичи (По версии Роберто Заппери, портрет Пачифики был заказан Джулиано Медичи для узаконенного им позже внебрачного сына, жаждавшего увидеть мать, которая к этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий).
Изабела Галанда (Isabela Gualanda)
Просто идеальная женщина
Юноша в женском одеянии (например, Салаи, возлюбленный Леонардо)
Автопортрет самого Леонардо да Винчи

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника
Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых - портрет Лизы Герардини». Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо - Лизой Герардини. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.

Описание
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям - атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры.
«Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»

Современное состояние
«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря» вообще практически погибла. Современники художника, тем не менее, успели выразить свои восторги не только по поводу композиции, рисунка и игры светотени - но и относительно колорита произведения. Предполагается, например, что изначально рукава её платья могли быть красными - как это видно из копии картины из Прадо. Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы»..

Техника
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека».

Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно - это чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка - душа живописи“. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Сфумато - это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в свое создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах - в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».

Пейзаж

Пейзаж
Искусствоведы подчёркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения, и насколько сильно это увеличило достоинства портрета. Виппер считает пейзаж вторым средством, которое создаёт одухотворённость картины: «Второе средство - это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама её фигура. У Моны Лизы - реальность жизни, у пейзажа - реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты».
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени, и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.

Место картины в развитии портретного жанра
«Мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них - на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к „Джоконде“ как к образцу недосягаемому, но обязательному». Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Ротенберг пишет: «хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах - в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой „иконографии“ портретных изображений.

Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. (…) В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров».

С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. (…) Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения, искренне удивлена. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновре менно, гораздо более трудную задачу - дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. (…)

В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. А самым важным в образном строе портрета является - это подчинение всех частностей руководящей идее. «Голова и руки - вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Его главная цель - не отвлечь внимания зрителя от лица. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Леонардо сознательно избегает тяжелых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу».

Репутация картины
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет.

Улыбка Джоконды
Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности(Мутер).

Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила „Моны Лизы“, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один - в её одухотворенности. В улыбку „Джоконды“ вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Во-вторых, - и это, пожалуй, ещё важнее - одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит; что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа».

История картины в Новое время
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Франци. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо - «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Последний перевёз её в Версальский дворец, а после Французской революции она оказалась в Лувре. Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей.

Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой - дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, поэтому неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.

Вандализм
В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.

Cлайд 1

Cлайд 2

Введение Я выбрал тему своей научной работы «Тайна Моны Лизы». В картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда» скрыто не мало тайн, по крайне мере так я считаю. Возможно, Вы читая эту работу скажите, что тема, над которой я работал, у многих на слуху и досконально изучена. Возможно, вы правы. Однако я постараюсь убедить Вас, что взгляд ученика 10-го класса на эту картину отличается довольно значительно, нежели взгляд учёного. Я считаю, что тема моей научной работы достаточно актуальна в современном мире и искусстве.

Cлайд 3

Актуальность работы Актуальность работы заключается в том, чтобы вызвать интерес к живописи у современной молодёжи, формировать способность нестандартного восприятия художественного произведения, ориентировать учащихся на развитие творческой личности в себе, способность находить необычное в обычном образе. Приблизить общество к искусству, развивать творческий потенциал по средствам произведений искусства на примере портрета «Джоконда» в исполнении Леонардо да Винчи.

Cлайд 4

Цели и задачи Цель работы: раскрытие творческого наследия Леонардо да Винчи на примере загадочного портрета «Мона Лиза». Задачи: 1. Развивать положительное отношение к окружающему миру посредством изучения биографических данных Леонардо да Винчи и эпохи Возрождения Ренессанс. 2. Изучить особенности влияния художественного наследия Леонардо на жизнь современного человека. 3. Раскрыть наиболее достоверные версии создания таинственного портрета «Моны Лизы».

Cлайд 5

Методы исследования Анализ и синтез произведения: детальное изучение портрета по отдельным частям и воссоединение этих частей в единое целое. Исследовательский метод: изучение литературы по теме исследования зарубежных и отечественных авторов. Метод сравнения: сопоставление оригинала портрета «Моны Лизы» со спорными вариантами её копий, выполненных учениками Леонардо да Винчи.

Cлайд 6

Понятие эпохи возрождения Возрождение Ренессанс (фр.renaissance-возрождение)- одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временим. Своё названии- Возрождение (или Ренессанс)- этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству. Однако художники этого времени не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно новое содержание.

Cлайд 7

Краткая автобиография Леонардо Леонардо да Винчи родился в 1452 году в Анкиано неподалёку от Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса Пьеро ди Антонио и крестьянки Катарины. Обучаться искусству он начал в мастерской Андреа Верроккьо. По некоторым данным Верроккьо смотря на молодого Леонардо создал скульптуру Давида. В 1480г. Леонардо открыл собственную мастерскую. В 1482г. мастер уехал в Милан, к герцогу Лодовико Моро, пригласившего его на службу. Через 20 лет, в 1500г.Леонардо покинул Милан по политическим причинам. Вскоре Леонардо стал военным советником одной из самых ярких личностей эпохи-кондотьера Чезаре Борджия. В 1503г. Леонардо вернулся во Флоренцию, где разработал конструкцию летательного аппарата. С 1506г. С короткими перерывами художник жил в Милане, всё больше времени посвящая научным исследованиям. Наряду с различными заказными работами, он задумал исчерпывающий труд по анатомии. В 1517г., по приглашению Франциска 1, Леонардо переехал во Францию. Здесь в подаренном королём замке Клу близ Амбуаза мастер ппровёл свои последние годы. Он умер в 1519 году.

Cлайд 8

По некоторым версиям Верроккьо создал скульптуру Давида с образа юного Леонардо. Его учителю Верроккьо также мы обязаны тем, что можем увидеть подлинные черты совсем юного Леонардо. Мальчик послужил моделью для художника, когда он лепил, а потом отливал в металле юного Давида. Не раз высказывалось сожаление, что, помимо бюста Давида работы Верроккьо, не осталось ничего, в чём был бы запечатлён Леонардо юный.

Cлайд 9

Мона Лиза (Джоконда) Легендарный шедевр Леонардо был написан во Флоренции по заказу богатого патриция Франческо Джокондо. Мона Лиза его супруга. Уже современники восторгались необычностью и притягательной силой этого творения художника из дымки дальнего плана выступает полуфигура женщины в тёмной одежде. Её выразительное лицо обращено к зрителю. На лице- загадочная скользящая улыбка. Поворот головы едва заметен, как и лёгкий наклон в право. Свет нежно проникает через прозрачную вуаль. Женщина сидит на стуле, слегка наклонившись в перёд, опираясь на левую руку которая покоится на подлокотнике. Правая рука выступает из глубины картины, подчёркивая пространство, а её кисть покоится на запястье левой. Нежный свет играет на лице и моделирует его. В европейской истории живописи нет другой картины, которая была бы столь известна и так волновала бы людей, как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Её загадочная улыбка снова и снова становилась поводом для различных гипотез и домыслов. В исключительности этой картины не последнюю роль сыграло и мастерство исполнения, и отточенность композиции.

Cлайд 10

По одной из последних, Леонардо изобразил себя молодым, приводя в доказательство компьютерную программу составленную специально для этого. Но «специально» можно создать любую программу и, благодаря ей, найти сходство между троглодитом и кем угодно, вплоть до создателя такой программы.

Cлайд 11

Строго говоря, назвать этот портрет «Джоконда», «Мона Лиза» или ещё как-нибудь, нельзя, так как до настоящего времени не известно кто же изображён на картине и споры идут постоянно, не приводя к какому-либо результату. Многочисленные статьи об истории создания и о том, кто на ней изображён, не дают точного и однозначного ответа.

Cлайд 12

«Мона Лиза» из музея Прадо (Испания)- работа неизвестного мастера, который решил отказаться от Леонардова заднего плана. Копия из коллекции доктора Карла Мюллера в Талвиле (Швейцария) написана бесталанным учеником и компаньоном Леонардо Салаи. « Прекрасная Габриель» вариант обнажённой модели. Находиться в коллекции графа Спенсера в Норхемптоне (Англия). Вариант обнажённой модели, из Каррайской академии в Бергамо (Италия). «Мона Лиза» копировалась также и скульптурами. Нередко на неё делали карикатуры.

Cлайд 13

Самый спорный вариант «Моны Лизы» находится в Вернонской коллекции в США. Владельцы картины считают её подлинной и оценивают в два с половиной миллиона долларов. Копия, находящаяся в Уолтеровской художественной галерее, в Балтиморе (США), как и вернонский вариант, характеризуется тем, что справа и слева изображены колонны, которые с оригинала были срезаны. Этот вариант находится в Зале Депутаций в Риме (Италия). Приписывается одному из учеников Леонардо Бернардино Луини. Национальная галерея в Осло подписана: «Бернардо Луини. 1525». Однако, скорее всего, копия выполнена Филиппом Шампанским

Cлайд 14

Искусство, что же это такое? У каждого человека есть своё определение этому термину, но между тем существует одно общепринятое определение. Искусство-это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни общественного человека, всей совокупности человеческих отношений характеров, переживаний. Однако же для Леонардо искусство имело своё особое определение. Для него это было нечто другое, нечто такое в котором есть много тайн, красоты, монументальности и в то же время простоты, и скромности. Именно все эти признаки мы можем наблюдать в образе Джоконды. Ведь до сих пор Джоконда всех очаровывает и поражает, а её тайна возможно никогда не будет разгадана. Что же до меня, то я считаю, что картина «Мона Лиза» - это картина о любви, картина, о моей любви и, о любви каждого из Вас. Леонардо скрыл в портрете «Джоконда» своё понятие любви, и своё отношение к женщине.


error: Контент защищен !!