Беседа о пребывании пророка ионы во чреве китовом

Спрашивает Михаил
Отвечает Александр Дулгер, 28.06.2012


Здравствуйте Михаил!

Этот вопрос часто задавали на допросах верующих опер-уполномоченные по делам религий во времена гонений в СССР. Можно сказать это был один из их коронных вопросов.

Конечно, можно ответить на этот вопрос просто, по народному так сказать. Так ответила одна верующая бабушка агитатору научного атеизма после его лекции о невозможности глотания людей китами. Она сказала: "Даже если бы в Библии было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона кита, я все равно буду верить!"
В Библии есть много чудес и иррациональных вещей, непонятных современной науке. Поэтому, бабушка была по своему права.

Однако, есть более научный ответ на этот вопрос. К стыду советских агитаторов и лекторов, они плохо штудировали "мат.часть", то есть первоисточник и поэтому задавали безграмотный вопрос.

В русском Синодальном переводе Библии написано: "И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи."()
Однако, в оригинальном тексте нет слова "кит", а есть слово "рыба". И это же написано во многих других переводах:

"Now the LORD had prepared a great fish to swallow up Jonah. And Jonah was in the belly of the fish three days and three nights." (Jon.1:17, Engl.KJV)

"І призначив Господь велику рибу , щоб вона проковтнула Йону. І був Йона в середині цієї риби три дні та три ночі." (Йона.2:1, укр.Огиенко)

"И предуготовил Господь рыбу большую , чтобы поглотила (она) Иону, и пробыл Иона в чреве этой рыбы три дня и три ночи." ( , Танах Давида Йосифона)

Поэтому, если это была огромная рыба, а не кит, то и трудности проглотить Иону никакой не было.
Обратите также внимание на слово "предуготовил". Оно может означать, что это не была обычная рыба с обычным желудочным соком, но была рыба, которую Творец специально приготовил для этого случая. Жила ли она раньше или Бог сотворил ее специально для глотания пророка, я не знаю, но Библия повествует, что Бог подготовил рыбу так, чтобы пророк остался жив.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня».

И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня. И пришёл в Иоппию, и нашёл корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошёл в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.

Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от неё. Иона же спустился во внутренность корабля, лёг и крепко заснул.

И пришёл к нему начальник корабля и сказал ему:

Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему. Может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.

И сказали друг другу:

Пойдём, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда.

И бросили жребии, и пал жребий на Иону. Тогда сказали ему:

Скажи нам, за кого постигла нас эта беда? Какое твоё занятие, и откуда идёшь ты? Где твоя страна, и из какого ты народа?

И он сказал им:

Я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

И устрашились люди страхом великим и сказали ему:

Для чего ты это сделал? - ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.

И сказали ему:

Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? - ибо море не переставало волноваться.

Тогда он сказал им:

Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.

Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море всё продолжало бушевать против них. Тогда воззвали они к Господу и сказали:

Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную. Ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!

И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.

И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал:

К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: «Отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой». Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшёл, земля своими запорами навек заградила меня. Но Ты, Господи Боже мой, изведёшь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!

История «Иона и кит » - это удивительная история о непослушном пророке, который жил в чреве кита (или «большая рыба») и был выброшен на берег. Библейский рассказ о Ионе, побывший в чреве кита, часто критикуют скептики из-за его чудесное содержание. Эти чудеса включают:

  • Средиземноморский шторм, вызван и рассеян Богом (1:4-16).
  • Большой кит (огромная рыба), назначена Богом, чтобы проглотить пророка Иону после того, как он был брошен в море с экипажем его корабля (1:17).
  • Пророк Иона во чреве кита прожил три дня и три ночи. После чего его или выбросила рыба живого на берег, или Иона воскрес. Все зависит от интерпретации.
  • Кит выбросил пророка Иону на берег по Божьему повелению (2:10).
  • Дерево, назначено Богом, быстро вырасла, чтобы обеспечить Иона тенью (4:6).
  • Палящий ветер, призваны Господом для дискомфорта Ионы (4:8).

Критики также нашли покаяние города Ниневии (в 3:4-9). Трудно поверить, хотя это технически не чудо. Покаяние Ниневии весьма разумное, учитывая необычайное появление Ионы на берегу Средиземного моря и величие культа Дагона в этом районе древнего мира. Дагон был рыбой-Богом, который пользовался большой популярностью среди пантеонов Месопотамии и восточным побережьем Средиземного моря. Дагон несколько раз упоминается в Библии по отношению к Филистимлянам (книга судей 16:23-24; 1 Самуила 5:1-7; 1-я Паралипоменон 10:8-12). Изображения Дагона были найдены во дворцах и храмах в Ниневии и всей области. В некоторых случаях он был представлен как человек, одетый в рыбу. В остальных он был наполовину человек, наполовину рыбой-водяным.

Пророк Иона в чреве кита - появление в городе Ниневия

Что касается Иона и Ниневии, востоковед Генри Клэй Трамбулл выдвинул разумную мысль, когда писал, «что пророк Иона, скорее всего, мог удачно выбрать место своего появления. Особенно учитывая, что побережье Финикии почитает и поклоняется Богу-рыбе. Таким образом, народ естественно последует человеку, история которого начинается именно так.» (г. Трамбалл глины, «Иона в Ниневии.» Журнал библейской литературы, вып. 2, Вып. 1, 1892, стр. 56).

Некоторые ученые предположили, что появление Ионы, без сомнения, должно полностью отбелить человека пищеварительными кислотами кита. Если бы это было так, для Ниневитян было бы странно встретили человека, чья кожа, волосы и одежда были максимально отбеленные.

Что касается города Ниневии, который часто появлялся в истории «Иона и кит», он был заново открыт в 19 веке после более чем 2500 лет безвестности. Теперь полагают, что город был самым крупным городом в мире в момент его погибели. До его повторного открытия, скептики посмеивались по поводу того, что такой большой город мог существовать в древнем мире. На самом деле, скептики отрицали вообще существование Ниневии. Его повторное открытие в середине 1800-х годов оказалась замечательным оправданием для Библии, в котором упоминается Ниневия 18 раз и ей посвящает две книги (Ионы и Наума).

Пророк Иона во чреве кита. Большая рыба проглотившая пророка

Кит проглотивший Иону: моя первая прочитана Библия не указала, какое морское животное проглотило Иону. Большинство людей предполагают, что это кит (также известный как кашалот). На иврите фраза используется в Ветхом Завете и буквально означает «большая рыба». Греческий перевод «këtos» в Новом Завете, означает «морское существо». Существует как минимум два вида морских обитателей Средиземного моря, которые в состоянии проглотить человека целиком. Это кашалот и белая акула. Оба существа, как известно, бродят Средиземным морем. Аристотель описывал оба морских существа еще в 4-м веке до н.э.

Теперь есть три из четырех основных игроков: Иона, Ниневия и рыба-людоед. Остается четвертый крупный игрок - Бог. Скептики издеваются над чудесами, описанными в книге. Скептики предполагают, что не было ничего такого, посредством чего события таких масштабов могли произойти. Это их предвзятость. Мы склонны, однако, полагать, что есть тот, кто способен манипулировать природными явлениями в такие сверхъестественные способы. Мы считаем, что он является создателем естественного мира и, таким образом, ограничивает его. Мы называем его «Бог», и мы считаем, что он послал Иона в Ниневию, чтобы принести свое покаяние.

Бог сделал себя известным на протяжении всей истории многими различными способами, не последним из которых было его воплощение в личности Иисуса Христа. Не только Иисус дает нам основания полагать, что существует тот, кто способен творить чудеса. Он дает нам уверенность в том, что такие события, собственно, произошли.

Иисус говорил о мытарствах Ионы как реальных исторических событиях. Он использовал его в качестве типологической метафоры для собственного распятия и воскресения, само чудесное событие. Матфей цитирует Иисуса, который сказал: «ибо как Иона был три дня и три ночи в чреве морского существа, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли. Ниневитяне встанут на суде с этим поколением и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Ионы.» (Матфея 12:40-41; ср. Луки 11:29-30, 32).

Любой христианин должен быть уверенным в правдивости истории, и любой скептик должен дважды подумать, прежде чем осуждать историю Ионы.

Пророк Иона был во чреве кита три дня и три ночи – так говорит Библия.

В настоящее время ученые представили доказательства, указывающие на то, что происшед­шее с пророком Ионой в действительности могло иметь место. А ведь еще не так давно многие из них утверждали, что кит не мог проглотить Иону. Слава Богу, открытия XX века изменили мне­ние многих скептиков, и даже самые отъявленные из них заколебались в све­те последних научных данных.

Разумеется, никто из верующих во Христа не может сомневаться насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на сей предмет, когда сказал: "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Матф. 12, 40). Здесь Христос опровергает - по крайней мере (и это в присутствии многих свидетелей, в т. ч. Его учеников) -идею, что книга пророка Ионы является аллегорией (иносказанием), как это нравится предполагать критикам. Ибо если это сказано только в аллегоричес­ком смысле (что Иона находился во чреве кита), тогда следует заключение, что и пребывание Христа в сердце зем­ли в течение трех дней и трех ночей то­же имеет значение только аллегории. Тут мы имеем пример того, как отрица­ние истин Ветхого Завета ведет к отри­цанию Самого Христа и Его слов.

Отрицать историю с пророком Ионой равносильно отрицанию всего Священ­ного Писания, а это значит - отказу от веры. Однако ознакомление с текстом подлинника и некоторые научные знания, без сомнения, проливают свет на самые очевидные факты.

Известно, что подлинник святой Библии (Ветхий Завет) написан на еврей­ском языке, а Новый Завет - на языке греческом. Однако веврейском языке (каким написан Ветхий Завет и, в частности, книга пророка Ионы) кит называется словом "таннин". В Библии же, в Ветхом Завете, морское живое существо, поглотившее Иону, названо словом "даг", а слово "даг" означает «большая рыба» или «чудовище глубин».

Святая Церковь свидетельствует об этом уже более 1500 лет, называя существо, поглотившее Иону, "водным зверем".

А теперь о китах. Науке известны разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 18-20 метров длины. Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и послужило поводом утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом.

Есть и другой вид кита, так называемый "бутылочно-носовой" (или "с клювом"). Это небольшой кит, до 9 метров длины. Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и не мог бы проглотить человека. Но пророк не мог быть поглощен им, потому что кит имеет зубы и пережевывает пищу, то есть, он скорее сжевал бы Иону, нежели извергнул изсебя.

Есть также киты, не имеющие зубов, но снабженные «китовым усом». Один из видов называется фин-бак.

Это киты, имеющие длину до 26 метров. Желудок такого кита имеет от 4 до6 камер, или отделений, причем в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей.

Такого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей.

Прежде чем проглотить слишком большой пред­мет, кит фин - бак проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голо­ве этого кита окажется слишком большой предмет, он плывет к большой суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

Ученый доктор Рансон Гарвей свиде­тельствует, что его приятель, весом около 80 кг, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает,

что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найде­на в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во "чреве", т. е. в воздушной камере такого кита, 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Так из научных данных и из непосредственно­го опыта мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом.

Но библейское слово "даг" указывает на "большую рыбу". Отсюда мы можем заключить, что Иона мог быть также по­глощен и морским существом - большой рыбой. Возможно, рыбой, именующейся китом-акулой или костяной акулой.

Свое название кит-акула получила вследствие того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 21 метра длины, процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта рыба имеет достаточно большой желу­док, чтобы там поместился человек.

А в подтверждение того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно сказать словами Писания: для Бога нет ничего невозможного.

Один человек сказал: Ты сотвори вселенную и тогда сможешь сделать и больше того, чем Бог для Ионы.

Также небесполезно вспомнить и о сообщении в «Литерари Дайджест» о том, что однажды один моряк был поглощен китом-акулой. Через сорок восемь часов (т.е. двое суток), акула была убита. И вот ее вскрыли. Каково же было удивление собравшихся, когда нашли моряка, поглощенного этим зверем, живым (правда, он был в бессознательном состоянии). Причем моряк не имел ни­каких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме разве что потери волос и нескольких волдырей, вздувшихся на коже. Потом моряк, придя в себя, рассказывал, что только страх не давал ему покоя, когда он был во чреве кита-акулы. Как только он приходил в сознание и понимал, где находится, он снова моментально терял сознание.

Итак, мы видим, что Иона мог быть поглощен большой рыбой даже без на­рушений естественных законов приро­ды. Отпадают все "несуразности" и "противоречия". Верно и неизменно сло­во Божие, оно никогда не может нахо­диться в противоречии с истинной на­укой.

Пророк Иона, живший в восьмом веке до Рождества Христова, был во чреве кита три дня и три ночи и вышел оттуда невредим, — говорит Библия. Что это – миф или реальность? Еще не так давно многие из ученых утверждали, что кит не мог проглотить Иону. Слава Богу, открытия XX века изменили мнение многих скептиков, и даже самые отъявленные из них заколебались в свете последних научных данных… Однако ознакомление с некоторыми библейскими и научными данными, без сомнения, проливают свет на самые невероятные и очевидные факты.

Иона был призван Богом предупредить Ниневию о наказании Им этого города за его грехи. Ниневия была столицей Ассирии, очень жестокой и развратной нации. Но пророк не повиновался голосу Божьему. «И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, чтобы плыть от лица Господа» (книга пророка Ионы, 1:3).

Но очень скоро он столкнулся с контрмерами, предпринятыми Богом. Господь воздвил на море сильный шторм, так что корабль готов был разбиться. Люди начали взывать каждый к своему богу и бросали в море кладь, чтобы облегчить корабль. Но Иона крепко спал в трюме. Когда же корабельщики бросили жребий, – он пал на Иону. «Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря… И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу. И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (книга пророка Ионы, 1-2 главы).

Так или иначе, но здесь очень уместно слово Господа, которое Он когда-то сказал через пророка Исаию: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю… Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю» (46:10-13).

Так говорит Библия, а что же нам говорит наука? Ей известны разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 60-65 футов длины (18-20 метров). Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и послужило поводом утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом. Есть и другой вид кита, так называемый «бутылочно-носовой» (или «с клювом»). Это небольшой кит, до 30 футов длины (9 метров). Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и вполне мог бы проглотить человека. Но пророк не мог быть поглощен им, потому что этот кит имеет зубы и пережевывает пищу. Есть также киты, не имеющие зубов, но снабженные китовым усом. Один из видов называется фин-бак. Это киты, имеющие длину 88 футов (26 м). Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер, или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Такого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей. Прежде, чем проглотить слишком большой предмет, кит фин-бак проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу. Ученый доктор Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель, весом в 200 фунтов (около 80 килограммов), вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во «чреве», т. е. в воздушной камере такого кита, 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Так из научных данных и из непосредственного опыта мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом. Но библейское слово «даг» в Ветхом Завете указывает на «большую рыбу». Отсюда мы можем заключить, что Иона мог быть также поглощен и морским существом — большой рыбой. Возможно, рыбой, именующейся кит-акулой или костяной акулой. Свое название кит-акула получила вследствие того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 70 футов длины (21 метр), процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта рыба имеет достаточно большой желудок, чтобы там поместился человек. Небесполезно вспомнить сообщение в прессе о том, что однажды один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. ровно через двое суток) акула была убита. И вот ее вскрыли. Каково же было удивление собравшихся, когда нашли моряка, поглощенного этим зверем, живым (правда, он был в бессознательному состоянии). Причем, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме разве что потери волос и нескольких волдырей, вздувшихся на коже. Потом моряк, придя в себя, рассказывал, что только страх не давал ему покоя, когда он был во чреве кита-акулы. Итак, мы видим, что Иона действительно был поглощен большой рыбой даже без нарушений естественных законов природы.

Однако же вернемся снова к Библии. Либеральные теологи и неверующие рассматривают эту книгу пророка Ионы как вымышленную историю. Согласно их точке зрения в книге не говорится о реальных исторических событиях. Но в другой книге Ветхого Завета говорится об Ионе как о пророке, жившем в восьмом веке до н.э. (4-я книга Царств, 14:25). Его служение имело место вскоре после служения пророка Елисея, его современником был пророк Амос, а после него пророчествовал Осия.

В Новом Завете Сам Иисус говорит об этом событии, как о наибольшем ветхозаветном знамении, которое напрямую является прообразом трех дней, которые Он проведет в могиле и, в последствии, воскреснет. Иисус прямо говорит, что Он больше любого пророка и Его свидетельство о смерти и воскресении на третий день является истинным свидетельством спасения. Вот что написано в Библии: «Тогда фарисеи и учителя закона стали просить Иисуса: — Учитель, мы хотим, чтобы Ты показал нам какое-нибудь знамение. Иисус ответил: — Злое и развратное поколение! Вы только и ждете знамений. Ни одного знамения вы не увидите, кроме знамения пророка Ионы. Как Иона был три дня и три ночи в утробе огромной рыбы, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Жители Ниневии предстанут на суд (Божий) с людьми этого поколения и осудят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы, а сейчас с вами Тот, кто больше Ионы. 42 Царица Юга (царица Савская) тоже будет призвана на суд с этим поколением и осудит его, потому что она шла от края земли, чтобы послушать мудрости Соломона (у Соломона была мудрость Божья), сейчас же с вами Тот, кто больше Соломона» (Матфея, 12:38-42, соврем. перевод).

Так как ниневитяне покаялись в своих грехах, то Бог отменил свое наказание, потому что Им в первую очередь движет желание миловать кающихся грешников, а не карать. Свою любовь Он выражает в последнем стихе этой книги. «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого…» (книга пророка Ионы, 4:11). Эта любовь к Ниневии, как образу всего человечества, полностью проявилась, когда Он послал Своего Сына Иисуса умереть за всех людей. Написано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Иоанна, 3:16-17).



error: Контент защищен !!