Градостроительство образование. Градостроитель – самая интегрированная профессия. профессий в строительной сфере – Мнения пользователей

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»9-12 СЕМЕСТРЫ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»

9-12 СЕМЕСТРЫ

Примерная программа дисциплины «Градостроительство» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению - 630100 - АРХИТЕКТУРА, Специальность - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, Квалификация специалиста - АРХИТЕКТОР-

I . ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса.

Цель курса - завершение подготовки архитектора-специалиста широкого профиля, теоретически и практически всесторонне подготовленного к работе со всеми градо­ строительными объектами в современных условиях.

2. Задачи курса.

В задачи курса входит:

1) общее знакомство и последующее детальное изучение специфики объектов проекти­ рования;

2) усвоение состава предпроектных исследований в области градостроительного анали­ за и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности;

3) изучение и освоение основных принципов и методов решения социально-экономиче-
ских, функциональных, инженерных и художественно-композиционных задач во всём
разнообразии условий формирования новых городских территорий на базе территорий
иного назначения и различной степени освоения, реконструкции и развития сложившихся
городских территорий, преобразования и развития городских агломераций и других видов
систем расселения;

4) формирование практических навыков в разработке и оформлении проектной
документации по всем видам изучаемых объектов проектирования, с использованием всех
современных технических средств получения и обработки научной, историко-градострои-
тельной и нормативной информации и изготовления проектной документации на совре менном уровне.

3. Место курса в профессиональной подготовке архитектора- градостроителя.

Данный курс является базовым в подготовке архитектора-специалиста в области проектирования городских территорий, генеральных планов городов и районной плани ровки, прививая необходимые ему в этой сфере проектно-методические навыки и умения.

Состав и содержание выполняемых заданий. курсовых и дипломных проектов нацелено на формирование чётких представлений и достаточно детальных знаний об объектах проектирования, задачах, методах и приёмах проектирования как исторически сложившихся, так и вновь формируемых городских территорий, генеральных планов городов и районной планировки, практических навыков разработки сложных градостро­ительных и районно-планировочных проектов.


4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Результатом изучения материала курса должно быть профессиональное представление о специфике объекта проектирования, владение принципами и методами решения всего многообразия градостроительных задач. Архитектор-градостроитель должен знать прин­ ципы и приёмы разработки планировочной композиции городских образований; планиро­ вочные, социальные, экономические и экологические задачи и методы формирования городской среды; основной состав предпроектных исследований в области градостро­ ительного анализа и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности и уметь постоянно пополнять свои знания в этой области. Архитектору- градостроителю необходимо детальное понимание механизма действия этих документов на жизнь и формирование городского организма и городской среды.

Успешно освоившие курс архитекторы должны уметь разрабатывать архитектурно- планировочную организацию территории города на топографических подосновах в мас­ штабе от 1:10 000 до 1:2 000 и детальные объёмно-пространственные решения по форми­рованию локальных городских пространств в масштабе от 1:500 до 1:200.

II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса

Курс состоит из 4 разделов, для прохождения и освоения каждого из которых отводится по 1 семестру:

Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра (2 про­ екта в 9 семестре 5 курса);

Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории (2 проекта в 10 семестре 5 курса);

Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика в 11 семестре 6 курса;

Раздел 4. Дипломное проектирование в рамках комплексной тематики развития системы расселения, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий - в 12 семестре 6 курса.

Графическое представление проектов 5 курса, как правило, ограничивается графичес­ кими материалами объёмом от 3 - 4 кв. м, представленными на планшетах 1x1 м или 0,7 (1,4)х1 м. Графическое представление преддипломного проекта- эскизное представление предполагаемой экспозиции будущего дипломного проекта в масштабе 1:2 и реферат; объ­ ём дипломного проекта - от 8 кв.м экспозиционной площади на стандартных планшетах.

В разработке учебных курсовых проектов предусматривается три основных проектных этапа или стадии:

1) аналитическая стадия - включает сбор необходимых данных для проектирования,
их обработку, систематизацию и анализ, с целью формирования полноценной информационно - аналитической базы проекта, а также в случае необходимости уточнение и индивиду­ ализацию задания на проектирование;

2) проектно-аналитическая стадия - на основе проведённого градостроительного
анализа выявление планировочных ограничений, создание опорного плана территории, и
как результат - формирование планировочной и объёмно-пространственной идеи, выра­женной графическими и макетными средствами;

3) проектная стадия - разработка и графическое оформление структурных и территори ально-планировочных схем развития объекта проектирования, проектных чертежей и
других материалов, отражающих разработанные в проекте функционально-планировочные
и объёмно-пространственные решения.


2. Темы и краткое содержание.

Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра.

Тема 1. Развитие системы расселения и городских агломераций. Работа с масштабами 1:100000-1:50000.

Тема 2. Градостроительный анализ территории, выбор территории для проектирования градостроительных объектов. Переход к масштабам 1:20 000 - 1:10 000.

Тема 3. Опорный план территорий, выбранных для развития городских образований.

Тема 4. Проектирование функционально-планировочной структуры городских образо­ваний. Зонирование градостроительных объектов: общегородской центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной жилой застройки, производственная и коммунально-складская зоны, зоны внешнего транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные. Формирование систем транспортного и пешеходного движения. Переход к масштабам 1:10 000 - 1:5 000.

Тема 5. Методы, средства и приёмы графического представления функционально- планировочной структуры городских образований. Градостроительные схемы.

Тема 6. Проектирование функционально-планировочной структуры центрального района большого города или крупного городского района численностью до 100 тыс. жителей. Переход к масштабам 1:5 000 - 1:2 000.

Тема 7. Объёмно-пространственная структура центрального района.

Тема 8. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст­ венных решений общегородского центра. Методы формирования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в трёх измерениях. Проектирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.

Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.

Тема 1. Исторически сложившиеся городские территории, их типология, проблемы реконструкции в современных условиях градостроительного развития.

Тема 2. Градостроительный анализ исторически сложившихся городских территорий, выбор территории для проектирования. Работа с масштабами 1:5 000 - 1:2 000.

Тема 3. Историко-архитектурный опорный план.

Тема 4. Составление проектного опорного плана на основе предпроектных исследо­ ваний исторически сложившейся городской территории. Работа с масштабом 1:2000.

Тема 5. Особенности преобразования исторически сложившейся функционально-планировочной и объёмно-пространственной структуры. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки. Составление эскиза застройки и проектных схем. Работа с масштабом 1:2000.

Тема 6. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст­ венных решений фрагмента реконструируемой территории. Методы обновления и преобра­ зования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в условиях актив­ной и адаптивной, в т.ч. «скрытой» реконструкции. Методы использования подземного пространства в условиях сохраняемой, реконструируемой и заменяемой застройки. Проек­тирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.

Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика.

Тематика преддипломных исследований и практики либо выбирается дипломником из состава предлагаемых ведущей проектной организацией либо формулируется индивидуа­льно по согласованию или предложению руководителя диплома и утверждается кафедрой. В процессе преддипломного проектирования дипломант изучает следующие темы:

Тема 1. Проблемы развития системы расселения и городских агломераций в соответст­ вующем регионе.


Тема 2. Градостроительный анализ городской территории, генеральный план города, выбор территории для проектирования новых градостроительных объектов и реконструк­ ции существующих.

Тема 3. Составление проектной концепции развития и реконструкции городских терри­ торий по результатам предпроектных исследований.

Раздел 4. Комплексный дипломный проект развития системы расселения, районной планировки, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий.

Дипломный проект интегрирует навыки и знания, полученные студентом за весь период обучения в институте, и осуществляется в соответствии с ГОС «архитектор- специалист». В качестве объекта проектирования могут выступать следующие градост­роительные объекты:

1) Городской район - часть крупного или крупнейшего города с охватом
территории до 3000 га;

2) Городской район - часть большого города с охватом территории до 2000 га и
проектными предложениями по развитию города в целом;

3) Жилой район на территории сложившейся застройки в крупнейшем, крупном
или большом городе с проектными предложениями по развитию прилегающих
территорий с охватом площадей до 500 га;

4) Средний город и (или) его центральный район с охватом территории до 3000 га;

5) Малый город с прилегающими территориями с охватом площадей до 500 га.
Общая тема диплома окончательно формулируется по результатам преддипломных

исследований и практики и утверждается кафедрой. В процессе дипломного проектирова­ния дипломант изучает следующие темы:

Тема 1. Детальная проработка проектных предложений в рамках проектов районной планировки и генерального плана города. Работа с масштабами 1:20 000 - 1:5 000.

Тема 2. Составление проектных опорных планов на основе предпроектных исследова­ ний проектируемых городских территорий. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.

Тема 3. Проработка функционально-планировочной и объёмно-пространственной стру­ктуры центрального или крупного городского района, общегородского центра на новых или исторически сложившихся городских территориях. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.

Тема 4. Детальные архитектурно-планировочные и объёмно-пространственные реше­ ния фрагмента проектируемой (реконструируемой) территории. Работа с масштабами 1:500 -1:200.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы формируются в рамках тем практических занятий и включают сбор исходных материалов для проектирования, подготовку рефератов, эскизных макетных и графических предложений по предложенной теме, подготовку докладов по результатам проделанной работы, включая доклады для защиты курсовых и дипломных работ я отчёт по пройденной преддипломной практике.

4.Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

Курсовые работы (проекты) данного курса выполняются в 9 - 11 семестрах. Темы курсовых проектов 9 семестра: 1.Планировка городской территории.


2. Планировка и застройка центрального района города.

3. Фрагмент центра города.

Темы курсовых проектов 10 семестра:

1. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.

2. Реконструкция локального участка территории.

В 11 семестре в качестве курсового проекта выполняется преддипломный проект, тема которого для каждого студента является индивидуальной в соответствии со спецификой выбранного для дипломного проектирования градостроительного объекта и с задачами преддипломной практики, и в общем может быть сформулирована как «Проектные предложения по комплексному развитию и реконструкции градостроительных объектов».

По теме каждого курсового проекта выполняется реферат с пояснительной запиской. Реферат, выполняемый по результатам преддипломной практики параллельно с преддип­ломным проектом, является основой дипломного реферата.

5. Примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу.

1. Системы расселения, районная планировка и городские агломерации. Современные
тенденции и проблемы развития.

2. Градостроительныйанализтерритории,критериивыборатерриториидля
градостроительных объектов. Природные и антропогенные факторы градообразования.

3. Опорныйплантерриторий,предназначенныхдляформированияиразвития
городских образований. Система планировочных ограничений.

4. Проблемы реконструкции исторических городов. Морфотипы исторической застройки.

Историко-архитектурный опорный план и проблемы сохранения

5. историко-архитек турного наследия в условиях реконструкции.

6. Функционально-планировочная структура городских образований. Общегородской
центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной
жилойзастройки,производственнаяикоммунально-складскаязоны,зонывнешнего
транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные.

7. Центральный район и общегородской центр большого и крупного города.

8. Формирование систем транспортного и пешеходного движения в городе и централь­
ном районе.

9. Проблемы реконструкции исторически сложившейся

функционально-планировоч ной структуры городской среды.

10. Средства и приёмы преобразования объёмно-пространственной структуры истории-
чески сложившейся городской среды.

11. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки.

12. Методы реконструкции функциональной, транспортной и инженерной

инфраструктуры локальных городских пространств.

13. Благоустройство территории в условиях реконструкции.

14. Типология открытых и перекрытых пешеходных пространств. Проблемы и методы
проектирования.

15. Методыиспользованияподземногопространствавусловияхсохраняемой,
реконструируемой и заменяемой застройки.

III . РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№№ п\п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самосто­ ятельная работа

лекции

семинары

Планировка городской территории





Планировка и застройка центрального района

Фрагмент центра города

Реконструкция городской территории

Реконструкция локального участка территории

Преддипломная практика, преддипломное проектирование

Дипломное проектирование

итого

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Форма итогового контроля - комплексный зачёт с защитой выполненных курсовых проектов в конце 9 и 10 семестров перед кафедральной комиссией, выставляемый по ито­гам средней успеваемости студента в течение семестра и по результатам защиты курсовых проектов. В конце 11 семестра выставляется комплексный зачёт по итогам преддипломной практики и преддипломного проектирования. Государственный экзамен с защитой диплом­ ного проекта перед Государственной Аттестационной комиссией (ГАК) на степень архи­тектора-специалиста проводится в конце 12 семестра.

V . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА. Рекомендуемая литература (основная)

Наименование

Наличие грифа МО

Год из­ дания

Обеспечивает ли полностью соде­ ржание дисцип­лины

Авдотьин Л.Н., Лежава И.Г., Смоляр И.М.

Градостроительное проектирование

учебник

нет

Градостроительный кодекс РФ

2005

нет

Кострикин Н. Д.

Новый город как элемент расселения. Учебно-методическое пособие

2003

нет

Кострикин Н. Д.

Реконструкция исторически ценных территорий города. Учебно-методическое пособие

2001

нет

Мошков А.В.

Методические указания на разработку курсового проекта «Планировка городских территорий»

1998

нет

Чучмарёва Е.З.

Планировка общественного центра города

2004

нет



Шубенков М.В., профессор, канд. арх. Гандельсман Б.В., доцент, канд. арх. Московский архитектурный институт (Государственная академия)

Наименование образовательной программы:

«Градостроительство»


Форма обучения:

очно-заочная (2 месяца),

занятия 3 раза по будням с 18.30 до 21.30 ч. и суббота с 10.00 до 17.00 ч.

Время занятий может согласовываться по желанию заказчика.


Количество часов обучения:
72 ак.часа.


Общая информация по программе:

Программа предназначена для руководителей, специалистов и служащих организаций строительного комплекса с целью обеспечения необходимого уровня квалификации достаточного для компетентного выполнения работ

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимому для освоения программы

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее непрофильное образование, или получать среднее профессиональное и высшее образование.

Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца.


Для кого предназначена программа:

Программа предназначена для специалистов, имеющих среднее профессиональное и высшее образование.


Основные темы, изучаемые в программе:

  1. Предисловие Курс «градостроительство» в системе инженерно технического образования. Введение. Сущность градостроительной деятельности. Общие положения - цель и задачи градостроительного проектирования. Объект и предмет градостроительной деятельности.
  2. Природные основы территории
  3. Окружающая и градостроительная среда. Территория и пространство. Урбосреда.
  4. Система градостроительного проектирования. Общие положения
  5. Функционально планировочная организация территорий
  6. Физико-технические основы планировки
  7. Благоустройство и озеленение территорий
  8. Ландшафтная организация среды
  9. Дизайн архитектурной среды.
  10. Планировочная организация территорий. Сущность планировочной деятельности. Терминологическое определение понятий.
  11. Объект и предмет планировки. Цели и задачи планировочной деятельности. Управление планировочной деятельностью. Система градостроительного проектирования.
  12. Место градостроительной деятельности Градостроительная среда Территория и пространство. Окружающая среда. Терминологическое определение понятий. Ландшафтные характеристики местности. Природная среда. Климат, рельеф, растительность, воздушная среда, водные компоненты ландшафта, геология, гидрогеология. Градостроительная оценка природных условий территории.
  13. Социальные основы формирования и развития поселений.
  14. Функциональная организация территорий.
  15. Планировочная структура поселений. Элементы планировочной структуры поселений. Системная организация взаимосвязей элементов. Транспортно - коммуникационные взаимосвязи в планировочной структуре поселений.
  16. Градостроительная композиция
  17. Зрительное восприятие градостроительного объекта. Композиция в горизонтальной планировке (плоскостная организация территории).
  18. Градостроительное нормирование
  19. Градостроительное проектирование
  20. Общая система градостроительной документации. Стадии градостроительной разработки. Типология территории.
  21. Курсовое проектирование

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза

Способность охватывать целый комплекс задач, мыслить пространственно и применять на практике знания из совершенно разных областей науки - всему этому обучает специальность 07.03.04 «Градостроительство». Фактически профессией можно было овладеть только в процессе работы в исследовательских и проектных организациях градостроительного профиля.

Это чрезвычайно увлекательная и не менее сложная специальность, корни которой уходят в древность. Вместе с появлением первых городов возникли и определенные сложности с организацией территорий, а от градостроителей всегда требовалось решение противоречивых задач.

Условия поступления

Главная задача курса - воспитать всесторонне развитого специалиста, который в своей деятельности сможет оперировать знаниями в социологии и политологии, экономике и архитектуре, строительстве и экологии. Он сумеет взвесить каждое решение и прийти к компромиссному варианту, опираясь на опыт прошлых поколений. Однако градостроителю отталкиваться приходится от точных наук при всей творческой составляющей профессии. Поэтому предметы, которые необходимо сдать при поступлении на это направление, следующие:

  • математика (профильный экзамен),
  • русский язык,
  • история.

В качестве дополнительного испытания может проводиться экзамен по рисунку.

Будущая профессия

Градостроительство предполагает работу в сфере организации территории посредством выполнения пространственного проектирования. В процессе своей деятельности бывший студент сможет выполнять территориальное и градостроительное планирование. Также в его компетенцию входит осуществление зонирования и оценка строительства во всех смыслах: в плане расходов, прибыльности и воздействие на окружающую среду. Работа включает также расчеты на случай аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Не обходится специалист без использования юридических знаний, так как ему предстоит трудиться с официальными документами - картами, чертежами, схемами.

Куда поступать

Сегодня освоить специальность можно в вузах Москвы и в других регионах:

Срок обучения

Диплом бакалавра можно получить спустя пять лет обучения на очном отделении. На заочном или вечернем отделении, как и при смешанной форме, предстоит учиться в течение 6 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В программе бакалавриата обязательными к изучению являются такие предметы:

  • проектирование - архитектурное и строительное;
  • градостроительная политика, проектирование и анализ;
  • инженерные сети;
  • компьютерные средства проектирования;
  • мультимедийные технологии;
  • ландшафтно-визуальный анализ.

Приобретаемые навыки

В процессе освоения курса студент научится:

Перспективы трудоустройства по профессии

Это достаточно редкая специальность, поэтому молодые специалисты, обладающие богатым багажом знаний, востребованы в любом регионе. Если они умеют учитывать экономические и экологические факторы в своей работе, проводят анализ социальных условий и оценивают воздействие своего решения на среду в целом, то смогут найти себя в работе по созданию благоприятной городской среды. Это бюро, мастерские, проектные и научные организации, которые занимаются архитектурой и градостроительством.

Выпускник направления 07.03.04 «Градостроительство» может работать:

  • архитектором,
  • проектировщиком,
  • реставратором,
  • градостроителем,
  • строителем,
  • техником по строительству,
  • экспертом-консультантом по градостроительству,
  • специалистом или руководителем в сфере управления градостроительством.

Уровень зарплаты зависит от выбранного направления и места трудоустройства. Студент, получивший диплом бакалавра, сможет получать от 20 тысяч рублей на стартовой позиции помощника проектировщика либо специалиста первой категории.

Преимущества обучения в магистратуре

В магистратуре студент сможет лучше развиться в культурном и интеллектуальном смысле, научится применять новые методы исследования. Также он приобретет ценный практический опыт, который заключается как в проектировании, так и в организации либо управлении коллективом.

В процессе прохождения курса предстоит познакомиться с подземной урбанистикой и узнать специфику экологии конкретного города. На лекциях преподают стратегии развития территорий любого типа, а также реконструкции исторических объектов. Впоследствии выпускник сможет работать в профильных государственных учреждениях, частных бюро и проектных организациях, а также вести преподавательскую либо исследовательскую работу.

О специальности:

Описание специальности градостроительство, в каких ВУЗах преподают градостроительство, какие экзамены, какие предметы на специальности градостроительство.

Одна из сложнейших специальностей для изучения из-за высочайших требований к специалистам данной сферы. Студенты осваивают как технические так и гуманитарные дисциплины, такие как проектирование, архитектура, экономика, география, градостроительная экология и метрология.

Трудоустройство по специальности градостроительство

Закончив обучения, специалисты найдут себя в области планирования и развития городов и поселений. Заниматься им придётся планированием целого города, а не отдельных зданий, как архитекторам. Основными обязанностями будет экономический анализ, расчёт и прогнозирование, обработка различных источников информации, для эффективного планирования городского хозяйства.

Проектные организации – это основные места работы для выпускников данной специальности. Для получения более престижной должности, необходимо закончить магистратуру. Получив образование и опыт работы можно рассчитывать на высокие должности на госслужбе.

Работа архитектора-градостроителя - это та основа, без которой невозможно проектирование отдельных объектов, поскольку до того, как построить дом или завод, необходимо определить его место, а это значит - учесть всю совокупность связей будущего сооружения с землей и другими сооружениями. Для этого архитектору необходим взгляд "сверху", позволяющий ему отвлечься от частного и мыслить в категориях целостных архитектурных ансамблей. На основании разработанных учеными нормативов архитектор вычисляет, сколько должно быть в городе детских садов и школ, магазинов, столовых, кинотеатров.

Далее, на стадии генерального плана он решает объемно-пространственную композицию города в целом; здесь особенно важно внимательно отнестись к природному ландшафту, учесть необходимость сохранения экологического баланса. На заключительном этапе работ архитектор создает проект района или города, выполняет его чертежи в различных проекциях, в том числе и рисунки общего вида. Рассчитывает возникающие нагрузки на строительные элементы здания и определяет необходимые материалы и размеры строительных элементов. Определяет конструкцию фундаментов зданий в зависимости от характера почвы. Проектирует оптимальные схемы расположения коммуникаций в районе и в городе.



error: Контент защищен !!