1979 история конца которой нет михаэль энде. Михаэль Энде «Бесконечная история. Отзывы о книге

Ещё летом начала читать книгу "История, конца которой нет" немецкого автора Михаэля Энде и вот только недавно дочитала.
Это сказка про мальчика Бастиана, который попадает страну Фантазию, где встречает удивительных персонажей и непредсказуемые приключения. И с помощью новых друзей: храброго зеленокожего мальчика Атрейо и Дракона Счастья Фалькора, Бастиан пытается спасти Фантазию от гибели. Это сказка про любовь, дружбу и преданность, про важность принятия самого себя. Думаю, что история будет интересна не только детям. Каждый найдёт в этой книге что-то своё, даже потому, что фантазия у каждого своя.

Когда начинала читать книгу, то меня не покидало чувство, что где-то что-то подобное я уже слышала/видела. Полезла в Инет. Конечно! Это же старый фильм из моего детства "Бесконечная история" ("The Neverending Story") 1984 года! Я, помню, ходила по рукам такая видеокассета, с белой "собачкой" и сидящим на ней верхом мальчиком на обложке. К сожалению, у меня такой кассеты не было и я видела этот фильм только какими-то обрывками и до сих пор не знала, что то была не белая собака, а настоящий Дракон Счастья:-). И вот спустя почти 30 лет я скачала этот фильм. Очень понравился. Не хуже книги - другой. Очень рекомендую, если Вы ещё не...
Потом прочла, что история в фильме не заканчивается как в книге потому, что автор Михаэль Энде не дал разрешения снимать продолжение. Ему из-за множества расхождений с оригиналом не понравилось то, что сняли. А мне понравился и фильм и книга. Говорят, что Стивен Спилберг является большим поклонником фильма и оригинальный киношный амулет «Аурин» хранится в его офисе в стеклянном футляре. В фильме, конечно, кроме всего прочего, восхищают возможности зарубежной киноиндустрии 80ых годов - фантастика для того времени! Один финальный полёт на Фалькоре чего стоит! Никаких компьютерных технологий ещё не было, использовали синий экран и наложение плёнки на плёнку.
Вот нашла видео о том, как снимали "Бесконечную историю", правда только на немецком, но там и без знания языка многое понятно. Кстати, на момент съемок сама книга не была ещё переведена на английский. Зато теперь она является мировым бестселлером и её можно купить во многих странах мира.

А полетать на белом Драконе Фалькоре сегодня можно в Баварской киностудии в Мюнхене.

Мар 6, 2017

История, конца которой нет Михаэль Энде

(Пока оценок нет)

Название: История, конца которой нет

О книге «История, конца которой нет» Михаэль Энде

Роман «История, конца которой нет» был написан в 1979 году. Его автор – немецкий писатель Михаэль Энде, выпустивший целый ряд детских сказок. Интересно, что в нашей стране в большей мере распространен перевод данного романа, как «Бесконечная история» или «Бесконечная книга с картинками от А до Я».

Михаль Энде смог создать удивительную сказку, воплощающую мечту любого ребенка: попасть внутрь любимого произведения. Именно так случается с главным героем – Бастианом Бальтазаром Буксом.

Жизнь мальчика сложно назвать простой. Его мама умерла, а отец слишком сосредоточен на своих проблемах, чтобы замечать сына. Да еще внешность и характер ребенка отнюдь не способствуют завязыванию дружеских отношений: Бастиан толст, замкнут, неповоротлив и неуклюж. Неудивительно, что он становится предметом насмешек среди ровесников и старшеклассников. Единственные друзья мальчика – книги, которые он готов читать сутками.

Один раз, спрятавшись в антикварной лавке от хулиганов, Бастиан обнаруживает книжку «История, конца которой нет», и с головой погружается в волшебную страну Фантазию. Чудесному государству грозит гибель от страшного Ничто, набирающего силу из-за того, что дети перестали верить в сказки. Поэтому Девочка Королева медленно, но верно умирает. Спасти ее пытается отважный маленький воин Атрейо со своим драконом Фалькором. Однако их усилия напрасны, ведь избавить Фантазию от Ничто и вдохнуть жизнь в Королеву может лишь человеческий ребенок, подарив ей совершенно новое имя.

Увлекшись чтением, Бастиан с неподдельным удивлением осознает, что он давно является не просто наблюдателем, но и непосредственным участником всех разворачивающихся событий. Он получает от Королевы амулет, исполняющий его мечты, и начинает свой нелегкий путь по волшебной стране.

Сможет ли Бастиан спасти Фантазию? По силам ли маленькому мальчику ноша исполнения всех желаний, и не превратит ли она его из доброго героя в злодея? Можно ли стать счастливым, предавая дружбу и любовь? Чтобы узнать ответы, спешите прямо сейчас начать читать роман «История, конца которой нет».

Книга «История, конца которой нет» была впервые экранизирована в 1984 году. При этом кинематографическая версия охватывает лишь первую часть романа. Вторая половина произведения стала сценарием для фильма «Бесконечная история 2».

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «История, конца которой нет» Михаэль Энде в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Сложно складываются мои взаимоотношения с детской немецкой литературой вообще и с творчеством Михаэля Энде в частности. Несколько лет назад пробовала читать сыну Джима Пуговку: сначала книга увлекла, но где-то на 6-7 главе мы заскучали и бросили чтение. Недавно решила дать Энде второй шанс и приобрела "Историю, конца которой нет".

Теперь, когда книга прочитана, с уверенностью могу сказать, что о покупке не жалею, но вот походу чтения не всё было гладко. Первая часть, в которой Атрейо ведёт Великий Поиск, меня не сильно увлекла. На мой вкус Энде немного перестарался: слишком всего много. Много частей Фантазии, много героев, много испытаний. Да и некоторые имена собственные какие-то дурацкие (Вишвузул, Укюк, Эйулала, Граограман, Гморк, Аргакс и т.д.) - раздражают. Хорошо, что я про себя читала, а вслух так вообще бы язык сломала. Я, конечно, понимаю, что у страны Фантазии, как и у фантазии талантливого человека, границ нет. Но многочисленные описания районов волшебной страны и их обитателей меня утомили. Когда, наконец, Бастиан попал в Фантазию, я оживилась. Но тут последовала пара достаточно скучных глав про лес Перелин и пустыню Гоаб. Через них я еле продралась - было желание бросить, хорошо, что собрала волю в кулак и продолжила чтение. Терпение моё было вознаграждено, и вторая половина книги, с того момента, как Бастиан встретился с Атрейо, пошла просто на "ура".

Почитала другие рецензии. Интересно получается: я снова в меньшинстве. Большинству читателей увлекательней показалась первая половина книги. Но о вкусах, как говорится, не спорят.

В целом, впечатление от книги положительное. С детства люблю сюжеты, когда герои из реальной жизни попадают в сказку. Очень хороший перевод - красивый литературный язык. Правда, нашла в Интернете мнение, что у Энде страниц было поменьше, а переводчицы наши увлеклись и от себя добавили описаний. Я немецкого не знаю, поэтому проверить не могу, но вот в английской литературе такие примеры точно есть.

В институте читала "Ярмарку тщеславия", не поняла до конца один момент, полезла в перевод, и каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что на русском интересующая меня глава гораздо длиннее, чем в оригинале.

Но вернёмся к "Истории, конца которой нет". На мой взгляд, книга подойдёт для чтения детям 10-13 лет. Всё-таки это не просто сказка, а сказка с философским идеями. Есть большие сомнения, что они будут по зубам младшим школьникам. А вообще жаль, что нельзя перенестись в прошлое и проверить, как бы я отреагировала на это произведение, если бы познакомилась с ним в детстве, а не сейчас.

Сюжет книги стартует с того, что мальчик Бастиан натыкается на необычную книгу в самом обычном книжном магазине и крадет ее. Книга называется «Бесконечная история», и ради ее прочтения Бастиан отправляется на школьный чердак, в то время как его одноклассники сидят на уроках. В книге рассказывается о восхитительном мире под названием Фантазия, который погибает из-за того, что королева этого мира смертельно больна. Лишь отважный воин Атрейо может спасти ее и найти лекарство. Первая половина книга представляет собой квест Атрейо с обилием приключений, вторая половина – квест Бастиана с еще большим обилием приключений. Читается все это очень здорово, книга действительно богата на события, но останавливаться на них подробно я не буду. Лучше уж прочтите сами, если еще не прочли.

Я хочу отметить два момента, которые оказали на меня наиболее сильное впечатление, хороший и плохой. Начну с первого. В книге огромное количество третьестепенных персонажей, которые интересны, но их истории не рассказаны до конца. Выглядит это примерно так: персонаж выполняет важную для сюжета функцию и рассказчик сообщает нам, как тот отправился в закат и стал самым известным гномом/выполнил свое обещание/сделал неожиданное открытие, но как это произошло – это уже совсем другая история и рассказана она будет в другой раз. Это меня забавляло и домысливать, как там чего произошло, было неплохим развлечением в перерывах между главами книги. Плохой момент заключается в том, что вторая половина романа слабее первой. Приключения Бастиана не скучнее приключений Атрейо, но глупее и страннее. А фишка с Орином, о которой девочка-королева Бастиана не предупреждает, вообще повергла в когнитивный диссонанс.

После книги были просмотрены все три ее экранизации. Последняя, впрочем, скорее фильм по мотивам, поэтому ограничусь мыслями по поводу первых двух фильмов. Многие мои знакомые считают, что первая часть очень хороша, а вот вторая – какой-то шлак. Я с этим по большей части согласен, но хочу оговориться сразу: львиная доля проблем сиквела лежит в книге.

Фильм В. Петерсона вышел в 1984 году и по содержанию соответствовал первым 12 главам книги. И пусть фильм не обрывался на полуслове, его концовка порождала некоторые вопросы и не все конфликты из него были разрешены. Например, конфликт Бастиана с отцом, обозначенный в самом начале фильма, так и остался нерешенным. Хотя в детстве я о нем просто забывал, увлеченный происходящим в Фантазии. Несмотря на высокий уровень качества и финансовый успех кинокартины, Михаэлю Энде экранизация его произведения не понравилась и дошло до того, что писатель выдвигал требования переименовать фильм и никак не ассоциировать его с романом. Впрочем, дело ограничилось лишь тем, что упоминания Энде убрали из титров.

Сиквел увидел свет в 1990 году. Были произведены почти полный рекаст персонажей (единственный актер, перешедший из первой части, – Томас Хилл, исполнявший роль владельца книжного магазина) и переработка сюжета. Первая беда этого фильма, которая сразу бросается в глаза, – отрицание концовки первой части. Создателям нужно было заново обозначить конфликты Бастиана с реальным миром, поэтому о полетах на Фалькоре и распугивании местных гопников все благополучно забыли. Кроме того, неоднозначность девочки-королевы сглажена появлением темной волшебницы и в целом сюжет упрощен. По уровню технического исполнения фильм не уступает своему предшественнику. В плане актерской игры все тоже примерно равнозначно (вместо невнятного Бастиана и отличного Атрейо из первого фильма нам демонстрируют хорошего Бастиана и невнятного Атрейо).

«Бесконечная история» – книга неоднозначная. Мне было интересно ее читать, но я не знаю, дам ли я читать эту книгу своим детям. В ней немало хороших моментов, многие из которых были обыграны в фильмах, но вместе с тем, в книге много странностей и в какой-то степени избыточности по части фантазии автора, если так можно выразиться.

Оценка: 8

Вера в сказку – это вера мудрого человека. И всякий мудрый человек способен отличить рассказ того, кто вернулся из Фантазии от самой искусной на свете лжи. Жизнь и фантазия изображены на талисмане, врученном герою, виде двух змей, кусающих друг друга за хвост, образующих круг и неразлучных. А с обратной стороны – надпись: «следуй своим желаниям». И ради того, чтобы объяснить этот знак и научиться следовать своим желаниям, ради одного этого затевалось все приключение, такое волшебное, хрупкое, многогранное и вместе с тем строгое и печальное. Страна фантазия чей фундамент – забытые сны - существует благодаря людям, все истории рассказанные и не рассказанные, добрые и злые существуют на ее земле вечно и бесконечно повторяются. А управляет фантазией девочка королева, и все существа, хрупкие феи, быстрые эльфы, неуклюжие древесные тролли, хладнокровные вампиры и чудовища, уродливые внешне и внутренне, трусливые, злые и подлые равно служат девочке королеве, не могут и помыслить о предательстве по одной простой причине – она являет собой их право быть такими, какие они есть. Девочка Королева – суть любви – сердце фантазии, она живет уже тысячи лет, она принимает все и всех, она не знает разницы между тем, что легко и тем, что совершенно невыносимо. А выглядит она из века в век «как маленькая девочка». Как и все существа фантазии, она живет лишь благодаря людям, людям, которые дают ей новые имена.

Вот поэтому мудрые люди понимают друг-друга, когда говорят о ней и о ее стране. Любовь легко узнать, чье бы имя она не носила. Легко узнать, потому, что она и только она позволяет нам быть такими, какие мы есть.

Сказка делится на три части, очень разные по настроению и глубине. Первая – собственно сказка, сказка о фантазии, забытой людьми и исчезающей в невидимом и неосязаемом «ничто». Здесь все обусловлено и хороший конец не минем. Вторая о мальчике Бастиане, услышавшем зов фантазии и давшем имя девочке королеве. Эта самая красивая часть, где рождается лес, сотканный из света, где пролегает разноцветная пустыня Гоаб, а самые уродливые существа превращаются в веселых бабочек и надоедают себе до смерти. Эта часть о желаниях и фантазиях. Третья часть, самая строгая и грустная, – о самом герое, как ведется о каждом из нас, и о волшебной связи двух миров, двух змей, которые уничтожат все если отпустят друг друга. История возникает в сердце человека тогда же когда возникает любовь – не важно, к чему или кому, имя может быть любым. И именно тогда, оживленная любовью, история поселяется в стране фантазии. Но когда любовь теряет имя, теряет связь с реальным миром, в фантазии поселяется пустота. Пустота превращает истории в ложь и выкидывает обратно, в мир людей. Ложь имеет огромную силу заставлять людей верить в то, что они живут как хотят, отнимать у них желания и волю к любви. Так два мира уничтожают друг друга. А о том, как они друг друга спасают, рассказывает «Бесконечная история» - сложная и многослойная сказка, вначале радостная и добрая, в конце глубокая, тихая и на самом деле счастливая.

Оценка: 10

После разочарования от «Чернильного сердца» Функе (при весьма хвалебных отзывах) не ждала ничего особенного от «Бесконечной книги» Михаэля Энде. Как я ошиблась;)!!! Как наказа-..., тьфу, вознаграждена!!! Как хорошо, что эту книгу я купила, а не взяла в библиотеке!

Если Функе решила рассказать историю с оглядкой на «реализьм», то Энде на «реализьм» решительно наплевал и растёр. Он написал замечательную сказку, не скупясь на волшебные декорации, не боясь «роялей в кустах» (впрочем, чувство меры у писателя есть), не боясь «банальности» (т.е. вечных и давно известных истин). На выходе получилась великолепная волшебная сказка на вечную ему: взросление человека (не в смысле, что ребёнок превращается в циника-скептика, а взросление в настоящем смысле этого слова).

Оценка: 10

«Каждая настоящая история - это история, конца которой нет».

Думаю многие в детстве смотрели замечательный детский фильм «Бесконечная история» про Бастиана, Атрейо и белого дракона Счастья Фалькора? Я этот фильм обожала, поэтому когда случайно в книжном наткнулась на «Историю, конца которой нет», то не смогла, как и Бастиан, уйти без нее домой. Вот так бывает, что в определенный момент жизни встречается нужная книга, которая кажется сама тебя выбрала...

Эта история на первый взгляд о том, как страна Фантазия оказалась в беде и только маленький мальчик мог ее спасти от превращения в Ничто. Если приглядеться, то это история наглядно показывающая, как важно не разучиться мечтать и верить в чудеса, чтобы наш мир не был поглощен серостью, глупостью и обыденностью. Мечты возвышают человеческий дух и формируют личность.

Если вы мечтаете услышать, как поет дракон Счастья, увидеть сияющую Башню Слоновой Кости, где живет Девочка Королева и познакомиться с самыми разнообразными волшебными существами, то достаточно открыть страницы этой книги.

«История, конца которой нет» - произведение, которое, как я считаю, должно быть в каждой библиотеке. Это книга, которую можно перечитывать неисчислимое количество раз в любом возрасте, а потом подарить своим детям. Я бесконечно рада, что эта книга попала мне в руки.

Напоследок хочу сказать словами Бастиана, полностью отражающими мое мнение: Книга - это целый мир, населенный персонажами. Открывая первую страницу книги, читатаель дарит жизнь этому миру, а его персонажи становятся близкими и родными. Даже когда последняя страница перевернута, приключения героев не окончены, они будут жить пока читатель будет помнить о них, и снова переживать вместе с ними захватывающее путешествие. Так же и с Фантазией, и с «Историей, конца которой нет». Они будут существовать пока люди будут верить. А вы верите?

Оценка: 10

Одна из немногих книг в моей жизни, купленных, будучи завлечённым обложкой с кадром из экранизации. И думаю, я не единственный, кто не сможет пересматривать фильм, прочитав роман. Ведь в книге содержится настолько больше - и в сюжетном, и в идейном планах. Сотни невиданных зверей и неведомых дорожек, десятки умных философских мыслей, тысячи историй, которые ехидно обещают рассказать «когда-нибудь в другой раз». Это не просто гимн детской фантазии, как может показаться сначала, но предостережение мечтам о всевластии, комментарий по поводу поисков истины, напоминание, как важно не потерять связь с ребёнком в себе, предупреждение о цене желаний. И рассказано всё это без видимых швов, кое-где пользуюсь индульгенцией «это страна Фантазия, делаю всё, что хочу», но ни разу ей не злоупотребляя. Я до сих пор помню множество глав из книги: главный герой попадает в город несостоявшихся королей Фантазии, встреча с представителями разных философских течений в университете, которые, увидев, откуда пришёл их спаситель, снова остаются ни с чем, отчаянный финальный квест героя, в котором за каждое желание он платит утратой воспоминаний. Каждая из сцен неповторима по глубине мысли и эмоционального воздействия.

Да, я не помню каких-то деталей: пока не прошерстил рецензии, был уверен, что главного героя звали Бальтазар(впрочем, по-моему, у него таки было двойное имя), но того, что я помню о книге, хватает, чтобы занести её в число самых любимых книжек для детей, которые и взрослым ни разу не противопоказаны - в ряд с Милном, Экзюпери, Кэрроллом и Барри. Это современная классика, и зря я про неё так не ко времени вспомнив - сразу начинаю критичней относиться к The girl who circumvented Fairyland in the ship of her own making, которую читаю сейчас.

Оценка: 10

Не могу передать свое состояние, когда я поняла, что «История, конца которой нет», закончилась. Дело даже не в том, какой была концовка (и я вам об этом не скажу))... дело в том, что герои настолько живые, что как героев их уже не воспринимаешь. Это - твои друзья. Ну или враги - тут уж с кем столкнешься.

Книга, хотя вроде бы написана для детей, однозначно подходит и взрослым. Казалось бы, с чего, почему? Ведь её главный герой - маленький мальчик, который любит читать....

Тем не менее, это действительно так.

Что касается самого сюжета....

Спойлер (раскрытие сюжета)

мне безумно понравился миллион историй, которые в этой книге начинаются... и не заканчиваются («но это другая история, и мы расскажем её как-нибудь в другой раз»).. и ты додумываешь эту историю, и конца у неё нет и быть не может, ведь Фантазия не имеет границ, Мне понравились постоянные намеки на то, что, возможно, кто-то сейчас читает свою Историю, Конца Которой Нет, и у него она своя, и сам Бастиан, и реальный мир - лишь часть Истории... мне было действительно страшно на этих строчках. Потому что вдруг и я тоже - лишь часть Истории?

Фильм, снятый по книге, безусловно, очень хорош. Но книга... книга - это всё-таки книга. Её надо читать... и перечитывать, потому что у этой Истории нет конца.

Оценка: 10

Помню, отец мне её читал в детстве. Нравилось, но казалось каким-то слишком сложным, накрученным. Теперь, в 36, когда читаешь сам, произведение таким уж сложным не кажется. Толстый паренёк, которого одноклассники считают лузером, крадёт книгу, потом прячется на чердаке школы, чтобы эту книгу прочитать. Внизу идут уроки, а он всё глубже погружается в мир Фантазии, которому угрожает смертельная опасность, и, в конце концов, сам оказывается в этом сказочном мире,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

чтоб стать его спасителем, творцом, героем… завоевателем, изгоем, никем.

Повествование движется быстро… а затем просто стремительно, калейдоскопично. При желании можно вычленить целую вереницу мотивов, пронизывающих его (тут и поиск, и взросление, и преодоление себя, и бегство от реальности) – да только не хочется. Если разложить калейдоскоп на несколько более простых картинок, он перестанет быть калейдоскопом, перестанет увлекать и зачаровывать. Потому, мне кажется, следует не копаться в этой книге в поисках смыслов внутри смыслов, а попробовать принять её как сложное целое – яркую, чуть перенасыщенную сказку, в главном герое которой каждый читатель рано или поздно узнает себя. И, узнав, лучше всего воспримет тот смысл, который ближе всего ему. Меня, к примеру, тронуло описание того, как наши желания, сбываясь, меняют нас.

И всё же – детская ли это книга? Сам автор определил главного героя как десяти-одиннадцатилетнего… вполне возможно, что книга именно для этого возраста. Но я бы всё-таки рекомендовал родителям не пускать дело на самотёк, а прочесть её одновременно с ребёнком, чтобы потом обсудить.

Оценка: где-то 7.5. Буду ли перечитывать? Вероятно, да – как раз для того, чтобы обсудить с детьми.

Оценка: 7

Оказывается, я люблю не все сказки подряд...

До появления Бастиана в Фантазии это была просто очередная книга: не плохая вроде, но и восторгов не вызывающая. С появлением же его там книга стала в разы хуже, я читала лишь бы дочитать.

Ждала сказки: разумной, доброй, светлой. Получила идиотское поведение героя, подкрепленное чуть ли не поддакиванием автора. Есть, конечно, выражение, что всё познается в сравнении, и на это, видимо, автор и рассчитывал, показывая всю отвратительность поступков Бастиана – но для меня это не послужило оправданием. Сказки обязаны нести в себе добро! Чернухи и негодяев в других жанрах хватает. А если уж в сказке присутствуют зло и глупость (собственно, куда же без них), но они должны как-то оправдываться, я тут даже не против толики морализаторства. И из-за подобного построения сюжета, мне кажется, «Бесконечную историю» скорее стоит причислить к фэнтези. А как фэнтези очень уж она посредственная, предсказуемая, скучная.

В концовке герою всё, фактически, сходит с рук, всё, что натворил, за него исправит Атрейо, и даже наказание за кражу книги у Кореандера он не несет. И чему же учит детей сия вещица? Нет, читать-то деткам, может, и интересно, но вместе с идеей «мечтай, твори, волшебство вокруг тебя!» на корочку запишется и что-нибудь ненужное. Именно поэтому я всё-таки категорически против подобных книг.

Оценка: 4

Всё возвращается на круги своя

Я помню, как в детстве впервые посмотрела фильм «Бесконечная история». Как же мы с мамой рыдали, когда лошадь тонула в болоте. А о детских кошмарах, когда Атрейо переходил путь между двумя сфинксами - это же ужас! А финальная битва со злом? Мне кажется мои нервы были на грани! И какого же было мое удивление, когда узнала, что у любимейшего фильма детства есть первоисточник! Книгу приобрела практически сразу же, правда читать ее не торопилась. «История, конца которой нет» лежала на книжной полке целых 4 года, но словно магнит - притягивала к себе. Лишь недавно решилась взять Историю в руки и... Все же я понимаю почему режиссер решил экранизировать «Бесконечную историю» именно так.

Текущая страница: 1 (всего у книги 23 страниц)

Михаэль Андреас Гельмут Энде
История, конца которой нет

ТСИНИКУБ ИКВАЛ НИЯЗОХ
реднаероК дарноК лраК

В то серое промозглое ноябрьское утро дождь лил как из ведра. Капли сбегали по изгибам букв, по стеклу, и сквозь него ничего не было видно, кроме пятнистой от сырости стены дома на противоположной стороне улицы.

Вдруг кто-то распахнул дверь, да так порывисто, что гроздь медных колокольчиков, висевшая у притолоки, яростно затрезвонила и долго не могла успокоиться.

Переполох этот вызвал маленький толстый мальчик лет десяти или одиннадцати. Мокрая прядь темно-каштановых волос падала ему на глаза, с промокшего насквозь пальто капали капли. На плече у него висела школьная сумка. Мальчик был бледен, дышал прерывисто, и хотя до этой минуты, видно, очень спешил, застыл в дверном проеме, словно прирос к порогу.

Дальний конец длинного узкого помещения тонул в полутьме. Вдоль стен до самого потолка громоздились полки, плотно уставленные книгами разного формата и толщины. На полу возвышались штабеля фолиантов, на столе были навалены горы книжек размером поменьше, все в старинных кожаных переплетах и с золотым обрезом. В дальнем конце помещения за сложенной из книг стеной высотой в человеческий рост горела лампа. И в ее свете время от времени появлялись кольца табачного дыма; подымаясь, они становились все больше и больше, потом расплывались в темноте. Это было похоже на дымовые сигналы, какими индейцы передают друг другу с горы на гору всякие сообщения. Там явно кто-то сидел. И, правда, из-за книжной стены раздался ворчливый голос:

– Пяльте глаза сколько угодно, можете с улицы, можете здесь, но только затворите дверь. Дует!

Мальчик тихонько прикрыл за собой дверь. Потом подошел к стене из книг и осторожно заглянул за нее. Там в кожаном вольтеровском кресле с высокой спинкой, уже изрядно потертом, сидел пожилой человек, грузный и коренастый, в мятом черном костюме, сильно поношенном и пропыленном. Его живот стягивал цветастый жилет. Голова у него была лысая, как коленка, только над ушами торчали пучки седых волос. На буром лице, напоминавшем морду бульдога, красовался нос картошкой, на нем плотно сидели очки в золотой оправе. Старик попыхивал изогнутой трубочкой, и нижняя губа его при этом была так оттянута, что он казался косоротым. На коленях у него лежала толстая книга, которую он, как видно, только что читал – его пухлый палец был засунут между страницами вместо закладки.

Другой рукой он снял теперь очки, и принялся разглядывать стоявшего перед ним толстого мальчика в промокшем пальто – с пальто так и капало. Он разглядывал мальчика пристально, прищурив глаза, отчего выражение его лица стало еще более бульдожьим.

– Ах ты, малявка, – прохрипел он и, раскрыв книгу, вновь углубился в чтение.

Мальчик не знал, как ему себя вести, и продолжал стоять, не отрывая глаз от чудного старика. А тот вдруг снова захлопнул книгу и опять заложил страницу указательным пальцем.

– Учти, мой мальчик, я терпеть не могу детей… Теперь, правда, все почему-то носятся с вами, как с писаной торбой, но имей в виду, это занятие не для меня. Ясно?.. По мне, все дети – орущие болваны, наказание рода человеческого, крушат все, что попадет под руку, пачкают книги вареньем, вырывают страницы, и плевать им на то, что у взрослых частенько паршиво на душе. Я говорю это, чтобы ты сразу усек: другом детей меня уж никак не назовешь. Кроме того, я не торгую детскими книжками, а книг для взрослых я тебе не продам, и не надейся! Ну вот, теперь нам как будто все друг про друга ясно.

Все это он произнес брюзгливым тоном и очень невнятно, потому что не вынул трубку изо рта. Потом снова раскрыл книгу и углубился в чтение.

Мальчик молча кивнул и уже собрался было уйти, но вдруг ему показалось, что он не может все это стерпеть, так ничего и не сказав в ответ. Он повернулся к старику и чуть слышно произнес:

– А вот и не ВСЕ такие.

Хозяин лавки поднял на него глаза и снял очки:

– Ты все еще здесь?… Посоветуй, что надо сделать, чтобы такой балбес, как ты, закрыл дверь с той стороны? А?.. Что уж такое важное ты собирался мне сказать?

– Ничего уж такого важного, – прошептал мальчик. – Я просто сказал, что не все дети такие, как вы считаете.

– Вот оно что! – воскликнул старик, подняв брови с наигранным изумлением. – И надо полагать, именно ты и являешься счастливым исключением?

Вместо ответа толстый мальчик молча пожал плечами и повернулся к двери.

– Ну вот, так я и знал! – раздался за его спиной ворчливый голос. – Он к тому же еще и плохо воспитан!.. А известно ли вам, молодой человек, что прежде всего, надлежит представиться?

– Меня зовут Бастиан, – сказал мальчик, обернувшись. – Бастиан Бальтазар Багс.

– Весьма странное имя, – проскрипел старик. – Все на «Б». Правда, в этом ты не виноват, не сам же ты так себя назвал… Ну-с, а меня зовут Карл Конрад Кореандер.

– А у вас все на «К», – серьезно заметил мальчуган.

– А ведь верно, – буркнул старик и выпустил из трубки несколько колечек дыма. – Впрочем, какое имеет значение, как нас зовут? Ведь мы, надеюсь, никогда больше не встретимся. Мне хотелось бы выяснить только одно: с чего это ты как бешеный ворвался в мою лавку? Похоже, за тобой гнались. Ты от кого-то спасался?

Бастиан кивнул. Лицо его стало еще бледнее, зрачки расширились.

– Уж не ограбил ли ты кассу в магазине? – предположил господин Кореандер. – А может, пристукнул старушку? Или еще что-нибудь похлеще – от вас теперь всего можно ожидать. Тебя что, мой мальчик, полиция преследует?

Бастиан покачал головой.

– Выкладывай все как есть, – приказал господин Кореандер. – От кого ты бежал?

– От них.

– А кто это – они?

– Ребята из нашего класса.

– Почему ж ты от них бежал?

– Они… Они все время пристают ко мне.

– Что же они делают?

– Они подкарауливают меня у входа в школу.

– Ну и что?

– И по-всякому обзывают, дразнятся…

– И ты все это терпишь? – Господин Кореандер неодобрительно поглядел на мальчика. – А почему бы тебе не врезать кому-нибудь как следует?

Бастиан поднял на него глаза.

– Нет, я этого терпеть не могу. А еще… я не умею драться.

– А подтягиваться на кольцах ты умеешь? – спросил господин Кореандер. – А бегать, прыгать, плавать, играть в футбол, делать зарядку? Ничего не умеешь?

Мальчик покачал головой.

Короче говоря, ты слабак?

Бастиан пожал плечами.

– Но хоть язык-то у тебя есть? Что же ты молчишь, когда над тобой издеваются?

– Я попробовал один раз им ответить……

– Ну и что?

– Они поймали меня, закинули в мусорный контейнер и закрыли крышку. Два часа я кричал, пока меня оттуда не вытащили.

Ясно, – пробурчал господин Кореандер. – И теперь ты больше ничего не решаешься им сказать?

Бастиан кивнул.

Вот и выходит, что ты труслив как заяц!

Бастиан потупил глаза.

– Может быть, ты выскочка? Первый ученик? Круглый отличник?.. Любимчик учителей?.. Так, что ли?

– Нет, – сказал Бастиан, не поднимая головы. – Меня оставили на второй год…

– Боже милостивый! – воскликнул господин Кореандер. – Выходит, ты круглый неудачник!

Бастиан ничего не ответил. Он стоял, опустив руки, а с его пальто все капало и капало на пол.

– Как же они тебя дразнят? – поинтересовался господин Кореандер.

– Ну… по-разному.

– Например?

– Толстый дурень рухнул вниз, зацепился за карниз, карниз оборвался, дурень разорвался…

– Вовсе не смешно, – заметил господин Кореандер. – А еще как?

Бастиан ответил не сразу.

– Чокнутый. Недоносок. Трепло. Свистун…

– А почему чокнутый?

– Потому что я иногда разговариваю сам с собой.

– О чем же ты разговариваешь сам с собой? Ну, к примеру?

– Рассказываю сам себе разные истории. Выдумываю чудные имена и слова, которых нет.

– И сам себе все это рассказываешь? Зачем?

Потому что только мне одному это и интересно.

Господин Кореандер на мгновение задумался.

– А как к этому относятся твои родители? Бастиан ответил не сразу.

– Отец… – пробормотал он наконец. – Отец вообще всегда молчит. Ему все до лампочки.

– А мать?

– Она от нас ушла.

– Вот как? Твои родители разошлись?

Нет, – сказал Бастиан, – она умерла.

В этот момент зазвонил телефон. Господин Кореандер тяжело поднялся со своего кресла и, шаркая, поплелся в маленький кабинет в глубине лавки. Он поднял телефонную трубку, и Бастиану показалось, что он называет его имя, но тут дверь закрылась, и, кроме невнятного бормотанья, ничего больше расслышать ему не удалось.

Бастиан все еще стоял не шевелясь. Он никак не мог взять в толк, что же такое с ним произошло, почему он стал все рассказывать, да еще так откровенно. Ведь он терпеть не мог, когда ему лезли в душу. И вдруг его прямо в жар бросило… Ведь он опоздает в школу! Ну да, ему надо торопиться, бежать со всех ног! Но он все стоял и стоял, не в силах ни на что решиться. Что-то его здесь удерживало, а что, он не мог понять.

Невнятное бормотанье все еще глухо доносилось из кабинета – это был долгий телефонный разговор.

И тут Бастиан осознал, что все это время он глядит на толстую книгу, которую господин Кореандер только что держал в руках, а теперь оставил на кожаном кресле. Мальчик просто глаз не мог от нее отвести. Казалось, от этой книги исходит какая-то волшебная сила и властно его притягивает.

Бастиан подошел к креслу, медленно протянул руку, коснулся переплета, и в тот же миг в груди у него екнуло – «клик!» – точно захлопнулась дверца капканчика. У него возникло смутное чувство, что от этого прикосновения с ним стало твориться что-то странное, чего уже никак не остановишь.

Он взял книгу и оглядел ее со всех сторон. Переплет был обтянут медно-красным шелком и, чуть повертишь книжку в руках, отливал всеми цветами радуги. Бегло перелистав ее, Бастиан заметил, что напечатана она двумя цветами – красным и зеленым. Картинок в ней не было вовсе, зато главы начинались огромными чудесными буквицами. Он снова внимательно оглядел переплет и увидел, что на нем изображены две змеи, светлая и темная, – вцепившись друг другу в хвост, они образовывали овал. И в этом овале причудливыми, изломанными буквами написано заглавие книги:

«БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ».

Человеческие страсти удивительно загадочны, и дети подвластны им не меньше, чем взрослые. Те, кем они завладеют, ничего не могут толком объяснить, а те, кто не ведает страстей, и представить себе не в силах, что это такое. Есть, например, люди, рискующие жизнью, чтобы покорить какую-нибудь заоблачную вершину. Но ни они сами, ни кто-либо другой на свете не могли бы сказать, зачем им это понадобилось. Другие буквально разоряются, чтобы завоевать сердце той, которая о них и слышать не хочет. Третьи не могут побороть искушение прожрать и пропить все, чем владеют, все до последнего. Иные готовы спустить целое состояние в азартной игре. А кто-то жертвует всем ради навязчивой идеи, которую и осуществить-то невозможно. Есть люди, убежденные, что будут счастливы лишь тогда, когда переедут жить в другое место, и всю жизнь мечутся по белу свету в поисках заветного уголка. А некоторые не находят покоя, пока не обретут власти… Короче говоря, сколько людей, столько страстей.

Страстью Бастиана Балтазара Багса были книги.

Кто никогда не просиживал над книгой долгие часы после школы с пылающими ушами и взлохмаченной шевелюрой… Кто не читал взахлеб, забывая обо всем на свете, не замечая, что давно уже проголодался и окоченел от холода… Кто никогда не читал тайком под одеялом при свете карманного фонарика, после того как мать или отец, или еще там кто-нибудь из домочадцев давно уже погасили свет, приказав тут же заснуть, потому что завтра вставать ни свет ни заря… Кто никогда не проливал явно или тайно горьких слез оттого, что кончилась какая-нибудь великолепная книга и пришло время проститься с ее героями, с которыми пережил столько немыслимых приключений, которых успел полюбить навсегда, которыми не уставал восхищаться и так тревожился за их судьбу и все гадал, повезет им или нет, изо всех сил надеясь, что все сбудется… Ведь без них теперь жизнь пуста, лишена всякого смысла…

Так вот, тот, кто не пережил всего этого сам, наверно, никогда не поймет, как Бастиан сделал то, что он сделал.

Бастиан не мигая смотрел на заголовок книги, и его кидало то в жар, то в холод. Да, именно об этом он так часто думал, так страстно мечтал: «Бесконечная История»! Книга книг!

Он должен заполучить ее во что бы то ни стало.

Во что бы то ни стало? Легко сказать! Даже если бы он мог предложить за нее больше, чем те три марки пятьдесят пфеннигов, что лежат у него в кармане, все равно ничего бы не вышло – ведь неприветливый господин Кореандер недвусмысленно заявил, что детям он ничего не продает. А уж тем более никогда ничего не подарит. Положение казалось безвыходным.

Но все же Бастиан знал, что не сможет уйти без этой книги. Теперь ему стало ясно: он и попал-то сюда из-за нее – это она приманила его каким-то таинственным образом, потому что хотела быть у него, да и всегда, в сущности, была, его книгой!

Бастиан прислушался к глухому урчанию, по-прежнему доносившемуся из кабинета.

Не успев отдать себе отчет в том, что делает, Бастиан схватил книгу, быстро сунул ее за пазуху и прижал к груди обеими руками. Не спуская глаз с двери кабинета, он бесшумно попятился к выходу. Осторожно нажал ручку, боясь, что зазвенят медные колокольчики, чуть приоткрыл стеклянную дверь и с трудом протиснулся сквозь узкую щель. Потом тихонько затворил за собой дверь.

И побежал.

Тетради, учебники и пенал тряслись в его сумке в такт быстрому бегу. У него закололо в боку, но он продолжал бежать через силу.

Дождь хлестал по лицу, струйки воды стекали за шиворот, пальто не спасало Бастиана от промозглой сырости, но он всего этого не замечал. Ему было жарко, и не только от бега.

Совесть, молчавшая в книжной лавке, вдруг проснулась и заговорила. Все доводы в оправдание поступка, которые казались такими убедительными, разом потеряли силу и растаяли, словно снеговик при появлении огнедышащего дракона.

Он украл! Он – вор!

То, что он совершил, было даже хуже, чем обыкновенная кража. Эта книга наверняка единственная и незаменимая. Она наверняка была главной ценностью господина Кореандера. Украсть у скрипача его скрипку или у короля корону – совсем не то, что ограбить кассу.

Вот о чем он думал, пока бежал, крепко прижимая книгу к груди. Но чем бы ему это ни грозило, он ни за что с ней не расстанется. Ведь, кроме нее, у него ничего теперь нет.

Идти домой он, конечно, уже не мог.

Он постарался представить себе отца, который сидит сейчас в большой комнате, превращенной в мастерскую, и работает. Перед ним на столе десятки гипсовых слепков человеческих челюстей – ведь отец зубной техник. Бастиан еще никогда не задавался вопросом, нравится ли отцу его профессия – сейчас он впервые пришел ему в голову. Но теперь он, видно, уже никогда не сможет спросить об этом отца.

Если он сейчас придет домой, отец тут же выйдет из мастерской в белом халате, скорее всего с гипсовой челюстью в руке и спросит: «Уже вернулся?» – «Да», – ответит Бастиан. «Сегодня что, нет занятий?» Он так и видел застывшее в печали лицо отца и понимал, что не сможет ему соврать. Но и сказать правду тем более не сможет. Нет, выхода нет, надо идти куда глаза глядят, только бы подальше от дома. Отец никогда не должен узнать, что его сын стал вором. Впрочем, он, может быть, вовсе и не заметит, что Бастиан исчез. И, как ни странно, эта мысль даже несколько успокоила мальчика.

Бастиан уже не бежал. Он медленно шел, тяжело дыша, и вдруг увидел в конце улицы – что бы вы думали? – здание школы. Оказывается, он, сам того не замечая, брел той привычной дорогой, по которой каждое утро спешил в школу. Сейчас улица казалась ему пустынной, хотя по ней и шли прохожие. Но тому, кто сильно опаздывает, пространство вокруг школы всегда представляется вымершим. Бастиан чувствовал, как с каждым шагом растет его страх. Он и всегда-то боялся школы – места своих ежедневных мучений и бед, боялся учителей – и тех, кто терпеливо призывал его взяться наконец за ум, и тех, кто срывал на нем свое дурное настроение. Боялся учеников, всегда смеявшихся над ним и не упускавших случая доказать, какой он неумеха и слабак. Школа всегда представлялась Бастиану чем-то вроде тюрьмы, в которую он заключен на много-много лет – пока не вырастет. И у него не оставалось другого выхода, кроме как молча и покорно отсиживать в классе положенные часы.

И когда Бастиан в промокшем насквозь пальто шагал уже по гулкому школьному коридору, где пахло мастикой. И напряженная тишина забила ему уши, словно ватой, когда он очутился, наконец, перед дверью своего класса, выкрашенной в тот же цвет лежалого шпината, что и стены вокруг, он ясно понял: в классе ему делать больше нечего. Ведь все равно ему придется потом скрываться. А раз так почему бы не начать прямо сейчас?

Скрыться… но где?

Бастиан читал в разных книжках истории про мальчуганов, которые нанимались юнгой на корабль и уплывали в дальние края в поисках свободы и счастья. Одни становились пиратами, другие – героями и через много лет возвращались назад, на родину, богатыми и прославленными, и никто их не узнавал.

Но Бастиан не чувствовал себя способным на такое. Даже если бы он решился стать юнгой, его наверняка бы не взяли, да к тому же он не имел ни малейшего представления о том, как добраться до какого-нибудь порта, где стоят корабли, годные для осуществления столь отчаянного замысла.

Так куда же бежать?

И тут Бастиану пришло в голову, что есть, пожалуй, одно подходящее место, где его, во всяком случае на первых порах, не станут искать, где можно будет отсидеться…

Чердак был огромным и темным. Тут едко пахло пылью и нафталином. Тут не было слышно ни единого звука, кроме барабанной дроби дождя по железной крыше. Почерневшие от времени могучие деревянные стропила на равном расстоянии опирались на вымощенное плитами перекрытие и поддерживали кровлю, теряясь где-то в темноте. Сверху, словно дырявые сети, свисали лохмотья паутины, медленно колыхаясь на сквозном ветру. Казалось, привидения летали под крышей. Сквозь слуховое окно сочился тусклый белесый свет.

Единственным живым существом в этом помещении, где время словно остановилось, была маленькая мышка, которая металась по плитам, оставляя на слое пыли следы крохотных коготков. Там, где она опускала хвостик, между следами виднелась тоненькая черточка. Вдруг мышка поднялась на задние лапки, прислушалась и – фьюить! – исчезла в щели между плитами.

Ключ в большом замке со скрежетом повернулся, медленно, скрипя, отворилась дверь. Полоска света на мгновенье перечеркнула пол, Бастиан проскользнул на чердак и затворил за собой дверь. Потом всунул ключ в замок изнутри, повернул его и вздохнул с облегчением, лишь когда для верности задвинул еще и задвижку. Теперь его и в самом деле невозможно будет найти. Да и вряд ли кто-нибудь станет искать его здесь. Сюда поднимались очень редко – это он знал точно. Но если вдруг волею случая кто-нибудь и захочет попасть сюда сегодня или завтра, дверь окажется запертой, а ключа на месте нет. И даже если в конце концов дверь все же удастся открыть, Бастиан сто раз успеет спрятаться среди всего этого хлама.

Постепенно глаза привыкли к темноте. А ведь он уже был здесь однажды. Полгода назад комендант велел ему поднять на чердак большую корзину с какими-то старыми документами. Тогда-то он и узнал, что ключ хранится в стенном шкафчике на верхней лестничной площадке. С тех пор он никогда об этом не вспоминал. Но теперь это сразу же пришло ему в голову.

У Бастиана зуб на зуб не попадал: пальто его промокло насквозь, а на чердаке было очень холодно. Прежде всего надо найти место, где можно поудобнее расположиться, ведь здесь ему предстоит провести много дней. Сколько именно – над этим он пока не задумывался, как, впрочем, и над тем, что вскоре ему захочется есть и пить.

Он прошелся по чердаку.

Кругом стояли и валялись всякие ненужные предметы. Сломанные полки со старыми классными журналами и папками ведомостей. Громоздящиеся одна на другой парты с залитыми чернилами крышками. Подставка, на которой висит не меньше дюжины старых географических карт. Облупившиеся классные доски, проржавевшие железные печурки, сломанные гимнастические снаряды, например, «козел» с разодранной кожаной обшивкой и торчащей паклей, лопнувшие набивные мячи, штабель грязных стеганных спортивных матов, а чуть подальше – пропыленные чучела разных зверей и птиц с шерстью и перьями, изъеденными молью: большая сова, орел и лисица; за ними куча разбитых реторт, шеренга лабораторных штативов, электростатическая машина, скелет, висящий на чем-то вроде вешалки для платья, множество ящиков и картонных коробок, набитых старыми учебниками и исписанными тетрадями. Оглядев все это, Бастиан решил избрать своей резиденцией штабель спортивных матов. Если на них растянуться, чувствуешь себя почти как на диване. Он перетащил маты к слуховому окну, где было чуть посветлее, и увидел тут несколько сложенных серых солдатских одеял, конечно, рваных и насквозь пропыленных, но накрыться ими было все-таки можно. Бастиан положил их сверху на маты. Потом снял мокрое пальто и повесил его на скелет, отчего кости рук и ног задергались. Но мальчик не испугался. Быть может, потому, что привык дома к искусственным зубам и вставным челюстям. Мокрые башмаки он тоже снял. В одних носках уселся Бастиан по-турецки на мат и натянул на плечи, словно индеец у вигвама, серое суконное одеяло. Рядом он положил сумку и заветную книгу в медно-красном переплете.

Бастиан подумал о том, что сейчас происходит там внизу, у них в классе. Наверное, идет урок немецкого языка, и ребятам задали написать сочинение на какую-нибудь смертельно скучную тему.

Бастиан поглядел на книгу.

«Хотел бы я знать, – рассуждал он сам с собой, – что происходит здесь, в этой книге, пока она еще закрыта. Конечно, там множество букв, напечатанных на листах бумаги, но все же что-то там должно происходить, потому что не успею я ее открыть, как тут же начнется какая-нибудь неведомая мне история с неведомыми людьми, впутанными в неведомые приключения, и борьба за что-то или против чего-то, и морские штормы, и чужие страны и незнакомые города. И все это каким-то тайным образом упаковано под обложкой книги. Разумеется, чтобы пережить эту историю вместе с героями, ее надо прочесть, но ведь события, о которых пойдет речь, уже есть в книге… Хотелось бы мне знать, как так получается?»

И вдруг Бастиана охватило какое-то торжественное настроение.

Он выпрямился, схватил книгу, раскрыл ее на первой странице и начал читать «БЕСКОНЕЧНУЮ ИСТОРИЮ».



error: Контент защищен !!