Как писать нпк образец. Требования к оформлению исследовательской работы для нпк. Подготовка чистовой версии

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

Воронцов, Г.А. Работа над рефератом. [Текст]. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. 64 с. ГОСТ 7.9-77 «Реферат и аннотация» Калмыкова, И.Р. Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов [Текст]. // Образование в современной школе. 2011. №11. С. 57- 61. Межгосударственный стандарт «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» [Текст]. 2008. Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты) [Текст]. //Практика административной работы в школе. 2012. №1. Розина, И.Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы. Ростовский государственный педагогический университет. [Электронный ресурс]. http://bspu.ab.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N1_1999/rosina.html Шилова, О.Н., Лебедева, М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий. [Текст]. М.: Интуит.ру, 2006. 144с.

  • Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Быстрым темпом набирает силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению НПК
  • НИР не должна представлять собой лишь интересный рассказ о прочитанном и свидетельствовать только об эрудиции ученика, задача исследования в умении анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения, выводы.
 замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
  •  замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
  •  замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;
  •  отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»;
  •  неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.
  • Недоточеты в оформлении исследования
Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
  • Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
  • Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
  • К элементам исследовательской деятельности относятся:
  • 1. Методы исследования.
  • 2. Наличный экспериментальный материал.
  • 3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.
  • Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.
  • Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.
  • Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
  • Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы
  • Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы
  • Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
  • Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования.
  • Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно¬го и еще не исследованного
очень ответственный этап в подготовке к НПК
  • очень ответственный этап в подготовке к НПК
  • Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы.
  • Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной (важной, требующей исследования). ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗАТЬ НА ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЫДВИНУТЫХ ИДЕЙ, ФАКТОВ
  • Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
  • 2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
  • А) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения
  • Б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и со¬поставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.
  • В) Изучающее чтение - это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию
  • Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради.
  • Не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были иные имена и цитаты, - это может лишь повредить целостности и логичности исследования.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
  • Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
  •  быть проверяемой;
  •  содержать предположение;
  •  быть логически непротиворечивой;
  •  соответствовать фактам.
  • При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
  • Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
  •  выявить...;
  •  установить...;
  •  обосновать...;
  •  уточнить...;
  •  разработать... .
  • Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
  • Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
  • Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Метод - это способ достижения цели исследования
  • Метод - это способ достижения цели исследования
  • А) Теоретические методы: анализ, синтез, моделирование, абстрагирование
  • Б) Эмпирические: сравнение, эксперимент
  • В) математические: визуализации данных (функции, графики и т.п.).
Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.
  • Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.
  • В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспе¬риментов; перечислить необходимый для их проведения инвен¬тарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.
1 блок – теория и понятийный аппарат
  • 1 блок – теория и понятийный аппарат
  • 2 блок – описание экспериментальной части работы
  • 3 блок включает в себя оформление результатов исследования(продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления)
основные требования к оформлению:
  • основные требования к оформлению:
  • по содержанию:
  • - обоснование актуальности темы;
  • - главный тезис;
  • - аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
  • - основные выводы;
В начале статьи выдвигается ее главный тезис,
  • В начале статьи выдвигается ее главный тезис,
  • который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части.
  • В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.
ОГЛАВЛЕНИЕ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Введение 3
  • Глава 1 4
  • 1.1 8
  • 1.2 11
  • Глава 2 16
  • 2.1 20
  • 2..2 23
  • Заключение 25
  • Список литературы 27
  • Приложения
  • Приложение 1 28
  • Приложение 2 30
  • Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
  • Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
  • Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;
  • главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Книга одного и более авторов:
  • Книга одного и более авторов:
  • 1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы обра¬зования. - М.: Интеллектцентр, 2001. - 296 с.
  • 2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в шко¬ле. - М.: Российское педагогическое общество, 1998. - 354 с.
  • 3. Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.
  • Сборник с коллективным автором:
  • Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб. науч. статей / Сост. О.С. Орлов. - Великий Новгород: РИС, 2000.-180 с.
  • Статья из газеты и журнала:
  • Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. - 2001. - № 5. - С.2-19.
  • Статья из энциклопедии и словаря:
  • Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. - С. 393-395.
  • Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. -Минск, 1995.-С. 50-51
По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
  • По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
  • Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста.
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
  • Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям.
  • Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям.
При ответах на вопросы не забудьте о простых правилах.
  • При ответах на вопросы не забудьте о простых правилах.
  • Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на следующем этапе.
логичность;
  • логичность;
  • точность;
  • ясность;
  • доступность;
  • убедительность;
  • интересность;
  • выразительность;
  • уверенность;
  • контакт со слушателями;
  • уместность жестов;
  • выражение лица и т.д.
  • Чтобы доклад был интересным и убедительным, следует снабжать теоретические положения и выводы примерами из текстов, стараться использовать простые предложения, как можно более точные формулировки.

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ И ПОДГОТОВИТЬ творческую работу на НПК Кемерово 2014 25.07.2014 * * * * * * * титульный лист; содержание (оглавление); введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения. 2 Является первой страницей и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №89» XX НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Первый опыт» (Направление работы) химия Название работы (тип творческой работы) Автор: Егоров Егор, 10 «А» класс Руководитель: Иванова Р.Л., учитель математики Кемерово 2014 Типы творческих работ * Исследовательская работа * Реферативно-исследовательская работа * Проектно-исследовательская работа * Проектная работа * Авторское произведение * Включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и заключение с указанием номеров начальных страниц. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными. Страницы должны быть скомпонованы в следующем порядке: Титульный лист (стр.1) Оглавление (стр.2) Введение (обоснование выбранной темы) Основная часть Заключение (выводы) Список использованных информационных ресурсов Приложения (если таковые имеются) 6 * Оглавление (план работы) помещается на странице № 2, где указываются все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются * План может быть простой или сложный * План обязательно содержит пункты – введение, основная часть, заключение и библиографический список * Каждый пункт плана имеет свою страницу * Лист с планом не нумеруется, но считается страницей №2 Исследовательская работа: (проектно-исследовательская, реферативно-исследовательская) I. Введение 1. Актуальность и проблема исследования 2. Гипотеза. Цель. Задачи 3. Объект и предмет исследования. Новизна 4. Методы исследования и используемые источники информации II. Основная часть. Название работы 1. (Этапы и ход исследования ………) . 2. ………………………………………..: а). ……………………. ; б). …………………….. ; в). …………………….. . III. Заключение 1. Результаты исследования, их значимость 2. Выводы. Перспективы IV. Список использованных информационных ресурсов V. Приложения Каждому типу работы соответствует свой план Проектная работа I.Основная идея и замысел проекта II. Актуальность (можно указать проблему, гипотезу – если есть) III. Этапы разработки проекта, виды работ на каждом этапе (можно указать цель и задачи этапов – если есть) 1. 2. ……….. ……….. IV. Распределение ролей и позиций в проекте V. Ресурсы VI. Результаты осуществления проекта VII. Список использованных информационных ресурсов (если есть) VIII. Приложения (если есть) Авторское произведение: 1. 2. Основная идея данной работы Этапы работы по реализации творческого замысла: а). ……….. ; б). ………… . 1. Результаты работы 2. Приложение (к тексту могут прилагаться творческие разработки: видеоматериалы, рисунки, эскизы, рабочие материалы и т.д.) Введение Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы. Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость и новизна изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называется цель и конкретные задачи, которые предстоит решить. Высказывается гипотеза, объект и предмет исследования. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы. Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты работы. 11 * Тема - это определение сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования. * Проблема - это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы (пример) обычно заключаются в выявлении новых или неизвестных лиц, родственников, фактов их биографий, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека и т.п. * Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. * Предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследования могут быть изучение судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода. Цель исследования - это его конечный результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти (существительное) Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели исследования (глаголы) Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы Источники исследования - письменные (печатные и рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные и др.), - изобразительные (фотографии, рисунки, плакаты, географические карты и др.), - вещественные (предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.), - устные (беседы, интервью и др.), - технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные), - комплексные (предметы, содержащие элементы источников разных видов). Методы исследования - это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового знания. 1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение. 2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование. 3. Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент, проверка на практике. * Языковые клише, используемые во введении: *Тема *Работа (исследование, проект, реферат) посвящена теме, проблеме, актуальному вопросу… *Работа (…) посвящена характеристике проблемы… *Темой работы (…) является… *В работе (…)… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д. *А также используются, например, такие глаголы: 17 изучить… выявить… установить… и т.п. *Проблема *В центре внимания автора находятся… *На первый план автором выдвигаются… *Главные усилия автора направлены на… *В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д. 18 *Актуальность темы (проблемы), которой посвящена работа (исследование, проект, реферат) *Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как… *Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)… *Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.) *В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)… 19 * Характеристика первоисточников, используемых автором работы (…) * Автор привлекает к анализу следующие материалы… * Материалом исследования послужили… * В основе работы (…) лежат материалы исследований… 20 Основная часть В данном разделе должна быть раскрыта тема. В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора исследования. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами. 21 * Ссылки и сноски в тексте реферата необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. * 22 Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: . Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под 7-м номером. 23 * Заключение В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник. 24 Языковые клише, используемые в заключении: Автор приходит к выводу, заключению о том… В заключение можно сказать… Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что… Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?) Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?) На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д. 25 Список информационных ресурсов Список использованных информационных ресурсов завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор работы (исследования, проекта, реферата). Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка. 26 Список используемой для написания работы (…) литературы составляется по следующему правилу: - Порядковый номер литературного источника. - Фамилия, инициалы автора. - Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). - Тип издания (Текст, изопродукция, электронное издание и т.д.). - Место (город) издания. - Издательство. - Год издания – цифра без буквы «г.». - Количество страниц (или другая информация об объеме издания, соответствующая его типу). 27 Статья из сборника записывается так: - Порядковый номер источника. - Фамилия, инициалы автора. - Заглавие статьи [Тип издания] // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. - Место (город) издания. - Год издания. Статья из журнала или газеты: - Порядковый номер источника. - Фамилия, инициалы автора. - Заглавие статьи [Тип издания] // Название журнала. - Год выпуска. - Номер выпуска. - Страницы статьи. 28 Например: Книги: 1. Воронцов, Г.А. Основы библиотековедения и работа с книгой [Текст]: Учебн. пособие для преподавателей и учащихся ср. спец. уч. заведений. -М.: Высшая школа, 1977. 83 с. 2. Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса [Текст]. СПб.: ГМП «Формика», 1992. 383 с. 3. Организация и методика проведения деловых совещаний: Учебное пособие. [Текст]. Киев: МАУП, 1995. 4. Из энциклопедии: Гвоздецкий, Н.А. Эльбрус [Текст] //БСЭ 3-е изд. --М:. 1978. Т.30. С.151. 29 Журнал: 1. Александрова, З. Правовое регулирование труда государственных служащих [Текст] //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1989. №1. С. 16 – 19. 2. Семенов, Ю. Непримиримость: Роман-хроника [Текст]//Смена 1987. №20. С.25–32; №21. С.24 – 32; №22. С. 24–31; №23. С.24–31; №24. С.24–32. 30 * Особое внимание следует обратить на оформление таких информационных ресурсов как источники Интернет и электронные ресурсы на компакт-дисках (электронные энциклопедии, электронные учебники). 31 Например: 1. Веб-документ: Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе. Центр «Информика». [Электронный ресурс] http://www.informika.ru/text/school/its.html 2. Телеконференция: Розина И.Н. [email protected] Вопросы для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 января 1999. - [email protected] GROUP emissia.offline, ART 629 (18 atdhfkz 1999). 3. Электронный ресурс на компакт-диске: Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., Зв. дан. и прикладная прог. (546 Мб). М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв., 12 см + рук. пользователя (1л.)+открытка (1л.). 32 Приложения Приложения к работе позволяют повысить ее уровень более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, диаграммы и т.д. Приложения располагаются в конце реферата. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы). Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем работы не включаются. 33 Систематизация материала в табличной форме Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры. Основные элементы таблицы Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал. 34 Оформление иллюстраций К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией: 1. Условное сокращенное название «Рис.». 2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №. 3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ОАО «Беркут». При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте. 35 * Требования к оформлению работы * Страницы текста и приложений реферата должны соответствовать формату А4 (210x297). * Объем работы не должен превышать 20 – 25 страниц печатного текста (без приложений). При наличии приложений объем реферата может быть расширен до 30 - 35 страниц. * Для текста, выполненного на компьютере - размер шрифта 1214, Times New Roman, обычный; интервал между строк -1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего -20 мм, нижнего - 20 мм. * Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст). 36 * * * * Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы чаще ставят вверху по центру страницы; на титульном листе и листе с оглавлением номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы. Расстояние между названием раздела (заголовками главы и параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Переносы в заголовках не допускаются. 37 Требования к тексту 1. Тексты работ надо выверять с точки зрения лексической и стилистической грамотности. 2. Необходимо проверять по справочникам и энциклопедиям упоминаемые в тексте исторические даты и факты; фамилии, имена и отчества, даты жизни отдельных лиц; правильно употреблять сложные наукообразные слова и выражения. 3. При использовании специальных терминов и понятий не обязательно в конце работы предоставлять словарь, но употреблять профессиональную лексику надо лишь при полном ее понимании автором работы. 4. Приложения к работе необходимо аннотировать. (подписи под фотографиями, схемами, картами, воспоминаниями, интервью, репродукциями, иллюстрациями и т.д.) 5. При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний, записей бесед и.т.п. необходимо правильно и точно оформлять сноски на первоисточник. 6.При использовании какого-либо другого носителя информации (видеозапись, аудиокассета, письмо, картина, копия, справка и т.п.) надо указывать, где хранится данный первоисточник (музей, архив с указанием фонда и других выходных данных). 7. Обязательно надо указывать полный список источников, на основании которых сделана данная работа. 8. Обязательно надо указывать список краеведческой и научной литературы, используемой в данной работе. При этом важно грамотно, по принятым на данный момент библиографическим правилам (ГОСТам). * Критерии оценки работы Критерии оценки работы могут быть как общие, так и частные. К общим критериям можно отнести следующие: соответствие работы теме, глубина и полнота раскрытия темы, адекватность передачи первоисточника, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение), оформление (наличие плана, списка информационных источников, культура цитирования, сноски и т. д.); языковая правильность. 40 Частные критерии Относятся к конкретным структурным частям работы: введению, основной части, заключению. 1. Критерии оценки введения: наличие обоснования выбора темы, ее актуальности; наличие сформулированных проблемы, гипотезы, целей и задач работы, объекта и предмета исследования, новизны. наличие краткой характеристики первоисточников. 41 Критерии оценки основной части: структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам; наличие заголовков к частям текста и их удачная формулировка; проблемность и разносторонность в изложении материала, выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование, наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения. 42 3. Критерии оценки заключения: наличие выводов по результатам анализа, выражение своего мнения по проблеме. перспективы дальнейшей работы по теме 43 * 1. Воронцов, Г.А. Работа над рефератом. [Текст]. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. 64 с. 2. ГОСТ 7.9-77 «Реферат и аннотация» 3. Калмыкова, И.Р. Реферат как форма устной итоговой 4. 5. 6. 7. аттестации учащихся 9 и 11 классов [Текст]. // Образование в современной школе. 2011. №11. С. 57- 61. Межгосударственный стандарт «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» [Текст]. 2008. Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты) [Текст]. //Практика административной работы в школе. 2012. №1. Розина, И.Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы. Ростовский государственный педагогический университет. [Электронный ресурс]. http://bspu.ab.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N1_1999/rosina.ht ml Шилова, О.Н., Лебедева, М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий. [Текст]. М.: Интуит.ру, 2006. 144с. 44

Школьный проект - это один из способов обеспечения развития ученика. Данные работы обязательны для учащихся. Нередко школьники старших классов сдают экзамены именно в что позволяет лучше оценить их знания и способность усваивать информацию.

Для чего нужны такие задания?

Интересные темы для проектов - это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

Темы для средней и младшей школы

Интересные темы для проектов - залог того, что работа будет увлекательной для школьника. Если проект является исследовательским, он должен включать в себя элементы научного труда - гипотезу, ее проверку, лабораторное исследование, анализ полученных на выходе результатов. Например, избрана тема о выращивании бобов в домашних условиях. Школьник может подготовиться заранее - прочесть нужный материал по природоведению; провести эксперимент - прорастить бобы; сделать фотографии растения на каждом из этапов. Следующие интересные темы для проекта подойдут учащимся средних и младших классов:

  • Автомобили прежних времен и современные.
  • О том, как жили динозавры. Предполагаемые варианты их гибели.
  • Моя любимая собака.
  • Профессии, о которых мечтает каждый школьник.
  • Цвет в жизни человека.
  • Мультфильмы и их роль в жизни малышей.
  • Аквариум и его удивительные жители.
  • Как вырастить кристалл самостоятельно?
  • Особенности здорового образа жизни.
  • Занятия спортом в моей семье.
  • Старинные забавы на Руси.
  • Освоение человеком космического пространства.
  • История музыки и музыкальных инструментов.
  • Роботы будущего.
  • Особенности жизни пчел.
  • Самые красивые легенды о цветах.
  • История денег - от древности до современности.
  • Чай и кофе. История, легенды, традиции.
  • Выращивание бобов в домашних условиях.

Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории

Существует немало областей, которые могли бы увлечь Это могут быть гаджеты, различные продукты, вопросы любви и дружбы. Следующие интересные темы для проекта не оставят равнодушными школьную аудиторию:

  • Смайлики в сообщениях. История, особенности использования.
  • Самая яркая и необычная реклама.
  • Что думают молодые люди о семейной жизни?
  • Является ли Барби стандартом женской привлекательности?
  • Проблема чистоты в общественных местах.
  • Почему во время полета нужно выключать телефон?
  • Англицизмы в современной речи.
  • Гороскопы и астрология - правда или миф?
  • Как добиться благосостояния?
  • Что нужно человеку, чтобы достичь эмоционального равновесия?
  • Принцип работы микроволновки.
  • Как развить логическое мышление?
  • Полезна ли жвачка?
  • Ложь: причины и последствия. Почему люди врут друг другу?
  • Как стать фотографом?
  • Принцип работы 3D-очков для кинотеатра.
  • Оказывает ли влияние темп речи говорящего на восприятие доклада аудиторией?
  • Шпаргалка - помощник или враг?
  • Почему все учат английский?
  • Понимают ли братья наши меньшие речь?
  • Чайные традиции Китая.
  • Каков человек: добр или зол? Примеры из истории и жизни.
  • Стресс и заболевания - есть ли связь? Что такое психосоматические болезни?
  • Как простить человека? Нужно ли это делать?
  • «Коты Леопольды» в современном обществе.

Актуальные темы для подготовки проектов по русской литературе

Одной из самых интересных работ для многих школьников станет литературный проект. Его проблематика должна быть подобрана в соответствии со знаниями и уровнем подготовки учащегося. Темой проекта по литературе может быть биография поэта или писателя или же особенности его творчества. Такая работа поможет узнать много интересного об авторе, произведения которого понравились учащемуся. Проект может посвящаться особенностям литературного героя или же целого произведения. В процессе работы школьник сможет освежить в памяти информацию о любимом произведении, еще раз окунуться в его события.

Следующие темы проектов по литературе являются приблизительными. Школьник всегда может выбрать тот вопрос, который вызывает у него наибольший интерес.

  • Особенности творчества И. Бунина.
  • Роль внешности героя в его характеристике (на примере нескольких
  • Особенности романтического героя (на примере нескольких произведений).
  • Тема любви в лирике Ахматовой.
  • Природа в творчестве В. А. Жуковского.
  • История в пушкинских произведениях.
  • Проблема родины в творчестве Есенина.

Проекты по труду

Также большим простором для творческой работы будет задание по технологии. Темы проектов, рассмотренные ниже, предназначаются для девочек:

  • Как оформить кухню-столовую.
  • Блюда русской кухни.
  • Комнатные растения и интерьер помещения.
  • Аксессуары, связанные своими руками.
  • Декор и сервировка праздничного стола.

А вот какие проекты могут подготовить мальчики:

  • Изготовление настенных полочек для дисков или книг.
  • Как смастерить доску для нарезки овощей.
  • Модели самолетов, кораблей, автомобилей.
  • Изготовление скамейки.
  • Как смастерить складной столик для балкона.

Проектирование на научную тематику

Нередко школьникам нужно найти подходящие темы исследовательских проектов. Простор вариантов широк, ведь сколько научных отраслей, столько и разных сфер исследования. Из следующих тем, возможно, школьник сможет для себя что-нибудь подобрать:

  • Атмосфера Земли: состав, строение, движение воздушных масс.
  • Законы Ньютона и их применение.
  • Агрегатные состояния вещества.
  • Физические свойства углерода.


error: Контент защищен !!