Скачать презентацию вампилов жизнь и творчество. Презентация ко дню рождения А.В.Вампилова. Памятник А. Вампилову в Иркутске

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути драматурга, проанализировать тематику произведений А.Вампилова, помочь понять нравственную и художественную ценность его творческого наследия Александр Валентинович Вампилов (1937 - 1972) русский драматург, прозаик, публицист Говорите правду, и вы будете оригинальны. А. Вампилов Жизнь Вампилова в датах 19 августа 1937 г. - родился в п. Кутулик Иркутской области в семье учителя 1955 г. - студент иркутского университета, печатается в областной молодежной газете «Советская молодёжь» 1961 г. - выпустил сборник юмористических рассказов «Стечение обстоятельств», затем начал писать одноактные пьесы 1962 г.- поездка в Москву на семинар драматургов одноактных пьес, где была представлена пьеса «Двадцать минут с ангелом» 1964 г. - первая многоактная пьеса «Прощание в июне» 1965 г. - принят в Союз писателей СССР 1963 г. - одноактная комедия «Дом окнами в поле». 1964 г.- комедия «Прощание в июне» 1965 г. - комедия «Старший сын» (первое название «Предместье») 1968 г. - пьеса «Утиная охота» 1971 г. - драма «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина») 1971 г. - одноактная пьеса «История с метранпажем» (эта комедия, объединённая с пьесой «Двадцать минут с ангелом», образует пьесу «Провинциальные анекдоты») 17 августа 1972 - творчество Вампилова оборвала трагическая случайность: он утонул в озере Байкал. Детские годы Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. До рождения Александра в семье уже было трое детей: Володя, Миша и Галя. Его отец Валентин Никитич Вампилов работал директором Кутуликской школы. Это был талантливый педагог, яркая, незаурядная личность. Однако вскоре после рождения сына 17 января 1938 г. был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 г. В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован. Мать будущего драматурга - Анастасия Прокопьевна ВампиловаКопылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, продолжала работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Именно она оказала решающее влияние на формирование личности будущего драматурга. Школьные годы Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Зарплаты матери едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы. Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нём его близкие долгое время не различали. Мать позднее признавалась: "Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов трудно ему приходилось..." Между тем первый талант будущего драматурга проявился ещё в школе, где Александр самостоятельно выучился играть на гитаре, мандолине и домбре. Первые публикации Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты "Советская молодёжь" и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась "Стечение обстоятельств". Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним - А. Санин. Карьерный рост В 1962 году редакция "Советской молодёжи" решает послать своего талантливого сотрудника Александра Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарём газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: "Воронья роща" и "Сто рублей новыми деньгами". В 1964 году Вампилов покидает "Советскую молодёжь" и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами: «Ветер странствий» и «Принцы уходят из сказок». Иркутск - Москва - Иркутск В 1964 году Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу "Прощание в июне". Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького. Во время учёбы написал комедию «Ярмарка» (др. название «Прощание в июне»), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Вскоре он возвращается на родину. Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. «Старший сын», 1965 год В комедии «Старший сын» в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. «Утиная охота», 1968 год Герой пьесы «Утиная охота» Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммысоболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. «Утиная охота» стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов «Прошлым летом в Чулимске», 1972 год В драме «Прошлым летом в Чулимске» Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Не случайно первое название произведения «Валентина». Вампиловским героям нравственный выбор приходится делать ежедневно в мелочах, из которых и состоит жизнь.Валентина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. Судьба пьес Вампилова У тех, читал пьесы Александра Вампилова, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес. К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, «Прощание в июне» - Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: «Ленфильм» подписывает с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов… И вдруг - нелепая гибель. Нелепая гибель Вампилова 17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал. По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце. На месте гибели Александра Вампилова на берегу озера Байкал установлен Мемориальный камень. Прощание с драматургом Через несколько дней А. Вампилова хоронили на Радищевском кладбище. Проститься с ним пришли его родные, друзья и совершенно незнакомые люди. И здесь, на кладбище, произошли два странных события, которые многие истолковали как мистические. Во-первых, его друзья забыли принести с собой веревки, на которых следовало опускать гроб в могилу. Как только это обнаружилось, они бросились к кладбищенскому сторожу, но того на месте не оказалось. Пока тот вернулся в свою сторожку, пока достал веревки, пока их принесли к могиле, прошло, наверное, около часа. И все это время гроб с покойным стоял на краю могилы, дожидаясь, когда же... Вот тогда кто-то в толпе произнес: «Не хочет Саня так рано в могилу уходить...» Эти слова еще раз вспомнили все присутствующие через несколько минут. Когда гроб наконец обвязали веревками и стали опускать в могилу, вдруг выяснилось, что яма маловата... Память о драматурге Вампилове Век оступился, задохнулся От боли острой, ножевой, Когда Вампилов не вернулся С Байкала в грустный город свой Когда стремительная лодка К бессмертью вынесла его, Волна в объятьях сжала плотно, Не подпуская никого. Как коршуны, кружили ветры, Стучала молния в крови. Он не доплыл четыре метра До жизни, славы и любви. А в кабинете стыло кресло, Весь город утонул в свинце. И голосили в доме пьесы, Как дети о родном отце. С какой невероятной силой Хотели мы, чтоб снова к нам Вернулся бы живой Вампилов По суше или по волнам. Не на портрете и не в раме, Обыкновенный, в доску свой. И вот он снова перед нами - Великий, бронзовый, живой. Владимир Скиф Память о драматурге Вампилове Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только «Старший сын» шёл сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. Память о драматурге Вампилове В родном посёлке Кутулик открыт Дом музей А. В. Вампилова Память о драматурге Вампилове В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено новой улице в микрорайоне Первомайский Иркутска, на жилом доме было установлено панно - портрет Александра Вампилова (художник - Квасов Юрий Николаевич). В 2007 году к 70-летию драматурга у дома с панно открыт сквер имени Александра Вампилова. Память о драматурге Вампилове В 1987 году в Иркутске на доме, где жил Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь Память о драматурге Вампилове В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска. C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались - Вампиловские дни, Байкальские встречи у Вампилова. Память о драматурге Вампилове Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале Память о драматурге Вампилове В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического театра открыт памятник А. Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца, идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде. Память о драматурге Вампилове Что неприветливо, широкий дол, шумишь? Не можешь мне простить разлуки? Что не хранят, чего не помнят люди, То, вечный, ты и помнишь, и хранишь. Я навсегда в твоих лугах бескрайних, Я навсегда в твоих лугах густых. И после всех дорог судьбы – Случайных, Извилистых, запутанных, крутых – Последняя дорога мне Прямая – Сюда, чтобы спокойно умереть… А.Вампилов Память о драматурге Вампилове Я уплыву на пароходе, Потом поеду на подводе. Потом ещё на чем-то вроде. Потом верхом, потом пешком Пройду по улице с мешком - И буду жить в своём народе! И буду жить в своём народе! Николай Рубцов Использованный материал 1. Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia 2. Знаменитые люди планеты: http://persones.ru/ 3. Энциклопедия «Кругосвет»:http://www.krugosvet.ru/ Иллюстрации http://area7.ru/images/culture/ii_105.jpg http://www.slovo.ws/bio/rus/Vampilov_Aleksandr_Valentinovich/869.jpg http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=56910063-37-72 http://cs987.vkontakte.ru/u14947347/116576004/y_9b1c64e2.jpg http://ust-kut.org/data/media/77/095.jpg http://baumo.narod.ru/irk10f13.JPG http://baumo.narod.ru/irk10f13.JPG http://bestpics.ru/full/Muzey-Vampilova.jpg http://nature.baikal.ru/phs/norm/19/19749.jpg http://m-necropol.narod.ru/vampilov2.jpg http://img.aucland.ru/market-photos/38/RVvvlQ.jpg http://kvas.ws/torrents/images/420048.jpg http://www.ircenter.ru/files/products/pics/63533/fullsize/30565.jpg http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=35810337-52-72 http://img.drama.nnov.ru/data/uf/218/370_chulimsk.jpg http://news.port38.ru/wp-content/uploads/cache/19194_NpAdvHover.jpg http://forum.exler.ru/arc/uploads/47/post-1216036791.jpg http://vlad1971.fotoplenka.users.photofile.ru/photo/vlad1971.fotoplenka/150931078/xlarge/166882410.jpg http://www.personi.info/images/com_sobi2/gallery/30/30_image_1.jpg В оформлении фона презентации использован материал: http://kvas.ws/torrents/images/420048.jpg

А.В. Вампилов. Жизнь и творчество. Гузенкова М.Н. Годы жизни

  • ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937–1972), русский драматург, прозаик, публицист.
  • 09/17/15
Семья
  • Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.
  • После нескольких месяцев после рождения Александра отец был арестован по доносу и расстрелян в 1938 году под Иркутском.
  • Дом-музей А.В. Вампилова в посёлке Кутулик.
Учёба в университете
  • По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки «Ангел» (др. название «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), « Дом окнами в поле»(1964) и др.
  • Иркутский университет
Ранние произведения
  • Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть.
«Провинциальные анекдоты»
  • В 1970 Вампилов написал пьесу «История с метранпажем» – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смертью. История с метранпажем вместе с пьесой «Двадцать минут с ангелом» составила трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты».
  • Сцена из спектакля по ранним произведениям Вампилова. Театр «Современник»
«Прощание в июне»
  • В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию «Ярмарка» (др. название «Прощание в июне», 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова.
Вампилов – наследник классики
  • Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы.
«Старший сын»
  • В 1967 Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.
«Утиная охота»
  • Герой пьесы «Утиная охота» Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. «Утиная охота» стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов.
  • Зилов – К. Хабенский. МХТ.
«Прошлым летом в Чулимске»
  • В драме В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.
Гибель
  • Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972.
  • Памятник А. Вампилову в Иркутске
  • Мемориальный камень на месте гибели
Посмертная слава
  • Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...
Литература
  • http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2+%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&lr=213&ex=v11
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

ВАМПИЛОВ

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ

русский драматург,

прозаик, публицист


Дом-музей А.В. Вампилова в посёлке Кутулик.

Отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (её предками были православные священники).

До рождения Александра в семье уже было трое детей: Володя, Миша и Галя.


«С грустной усмешкой Александр замечал: "Отца взяли за то, что у него было слишком много книг для сельского учителя”» (Г. Машкин)

После нескольких месяцев после рождения Александра отец был арестован по доносу и расстрелян в 1938 году под Иркутском.


Школа. Александр Вампилов во втором ряду первый справа. Анастасия Прокопьевна в третьем ряду вторая справа


Учёба в университете

По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин.

Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961г.).

Иркутский государственный университет.

Филологический факультет



Александр Вампилов с 1955 по 1960 на пять лет стал студентом-филологом. Пожалуй, это было самое беспечное, счастливое время, полное надежд. «Голова кружилась от весны, от молодости, от удач. Я не гонялся тогда за счастьем, а наступал ему на пятки нечаянно» , – писал он в одном из своих первых рассказов.


«Когда собиралась компания, Саня часто брал в руки гитару. Пел он обычно что-нибудь тихое, задушевное. Очень любил русские народные песни и старинные романсы» , – вспоминал Сергей Иоффе


Ранние произведения

Редакция «Молодёжки» стала для Александра Вампилова вторым университетом. На базе её и Союза писателей было образовано Творческое объединение молодых . ТОМовцы писали, творили, читали свои произведения друг другу, критиковали, встречались с читателями, устраивали круглые столы. Пока что они были начинающими, но через какое-то время все достигли немалых высот в литературе.

Дружеская и творческая атмосфера царила в редакции, которая, которая находилась в центре города – на улице Киевской, 1, где сейчас «Бельгийские пекарни».

В редакции «Советской молодёжи»


Друзья и коллеги Вампилова подозревали, что он может уйти из журналистики в литературу, ведь из-под его пера уже вышли замечательные рассказы, позже, возможно бы, перешёл к повестям, романам. Но никто не догадывался, что подающий надежды прозаик станет заниматься пьесами.

Книжная ярмарка на ул. Урицкого

Весь 1963 год Вампилов продолжал трудиться в газете и одновременно писать пьесы, участвовать в семинарах. Первым драматургическим опытом стали одноактовки « Воронья роща » и « Сто рублей новыми деньгами » (позже он переименовал их в «Историю с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»).


«Провинциальные анекдоты»

Сцена из спектакля по ранним произведениям Вампилова. Театр «Современник»

В 1970 Вампилов написал пьесу «История с метранпажем» – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смертью. История с метранпажем вместе с пьесой «Двадцать минут с ангелом» составила трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты».


«Прощание в июне»

В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию «Ярмарка» (др. название «Прощание в июне», 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова.

Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом.

« Стать писателем, поэтом, учёным – это не только труд, талант, добрая душа и т.д. Чуть ли не главное - решиться на этот, видимо, нелёгкий путь, решиться твёрдо и претворять в жизнь это решение…. Это подвиг », – считал Вампилов.


Вампилов – наследник классики

  • Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы.

Отметился значимым событием 1965 год. Тогда состоялся первый Всесоюзный писательский семинар в Чите, по итогам которого в Союз писателей был принят Александр Вампилов. Удивительно, но из тринадцати рекомендованных претендентов семеро были иркутянами. Они и трое других начинающих иркутских писателей, присутствовавших на семинаре, составляли костяк так называемой«Иркутской стенки»:

В.Распутин

Л.Красовский

Ю.Самсонов

Дм.Сергеев

Г.Пакулов

Душой «Иркутской стенки»

был Александр Вампилов.


«Старший сын»

В 1967 Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.


«Утиная охота»

Зилов – К. Хабенский. МХТ.

Герой пьесы «Утиная охота» Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. «Утиная охота» стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов



«Я старым не буду…»

Мемориальный камень на месте гибели

Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972г. За несколько лет до своего 35-летнего юбилея.


Посмертная слава

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на ст

удиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...


Памятник А. Вампилову в Иркутске

http://vampilov-irk.ru/about.htm#lightbox/36/

https://yandex.ru/video/search?text=%20%D0%92%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Пьеса А. Вампилова «Утиная охота»

Писать надо о том, от чего не спится по ночам…

А.Вампилов

Фадеева Т.В.

МБОУ гимназия № 3 им. М.Ф. Панькова

г. Хабаровска


  • «Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души»

  • А. Вампилов : «Я начал третью трагикомедию, мне кажется, что она будет не только моей лучшей, мне кажется, она будет хорошей пьесой…»
  • «Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.


  • Саяпин… - Ему принадлежит идея розыгрыша Зилова, идея с венком и телеграммой. - Приходит остановить Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». - Все переваливает на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестной информации.

  • Валерия, жена Саяпина - Энергичная, напористая. Муж восхищен ее пробивными способностями. Ради выгоды готова приударить за начальником мужа, грубо льстить. - Вот она ходит по новой квартире Зилова, из разных концов разносится ее голос: «Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота!.. Так, так, так… А здесь? Восемнадцать квадратов? Красота! Балкон?.. Юг?.. Север?.. Красота». Она почти как Эллочка-людоедка: минимум словарного запаса.

В чем драматический конфликт, если не в столкновении, противостоянии героев? Что движет пьесу?

  • Конфликт пьесы заключен в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос судьбы:

как и для чего жить? А потому пьеса Вампилова ставит не бытовые, а бытийные проблемы.

  • Для чего используется прием ретроспекции?

  • Мы узнали, что Зилов с нетерпением ждет охоты («Как дожить - не представляю»), получает квартиру, что ему смертельно надоела Вера, что он завидует меткому глазу и твердой руке Димы («Мне бы так!»), приглашает друзей на новоселье.
  • Вроде бы жизнь, но какая-то пустая и даже горькая.

Был ли счастлив Зилов?

  • «Галина. Мы здесь заживем дружно, верно? Зилов. Конечно. Галина. Как в самом начале. По вечерам будем читать, разговаривать… Будем? Зилов. Обязательно».

Хрупкость и изящество отмечает автор в Галине . «Это качество, - читаем в ремарке, - несомненно, процветавшее у нее в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд».

Дежурные зиловские «Конечно», «Обязательно», фразы «Я не против», «Это не проблема» в ответ на тоску жены о ребенке почти приглушают огонек этих надежд.


Что любит Зилов?

  • «Валерия. Вот что ты больше всего любишь?.. Зилов. Что я люблю… Дай подумать… Валерия. Ну жену, это само собой… Галина. Да нет, давно не любит… Валерия (Зилову ). Ну, сообразил? Зилов. Соображаю, не могу сообразить. Валерия. Вот тупица. Ну что же ты любишь - в самом деле! Галина. Он любит друзей больше всего. Вера. Женщин… Кузанов. Все чепуха. Больше всего на свете Витя любит работу. Дружный смех… …Саяпин развернул сверток. В нем оказались предметы охотничьего снаряжения… Зилов (принимая подарок ). Это - да, это - уважили… Да-а. Вы правы. Утиная охота - это вещь».

Что прибавляет эта короткая сцена к нашим впечатлениям о Зилове?


О чем второе воспоминание Зилова?

  • Зилов комментирует письмо отца («Посмотрим, что старый дурак пишет… Ну-ну… О, боже мой! Опять он умирает… Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет»)

Это свидетельство омертвления души: бессердечия, цинизма, сыновнего предательства.


Понимает ли Зилов страшный смысл происшедшего?

  • Обратим внимание на авторские ремарки, завершающие каждое из воспоминаний.
  • Первое. Зилов пьет пиво, сидя на подоконнике. Вдруг поднимается и швыряет плюшевого кота в угол комнаты. Второе. Зилов поднимается. Ходит по комнате. У венка останавливается. Некоторое мгновение стоит перед венком. «Зилов. Пошутили, мерзавцы!» Третье. Закинув руки за голову, лежит на тахте.

Реальность (венок) и воскрешенное в памяти привели Зилова в смятение, он мучится, чувствует себя одиноким: «Дима?.. Откровенно говоря, отвратительное настроение… Ты знаешь, что они мне принесли?.. Венок… Друзья! Разве это друзья?.. Скажи, старик, как ты ко мне относишься?.. А я… я так скажу. После вчерашнего я остался один…»


  • «Вампилов строит характеры своих героев таким образом, что разница куража и серьеза, боли и насмешки непреодолима.
  • Писатель предлагает характер человека, в поведении которого восторженность и цинизм, искренность и ложь, высокость порыва и низменность поступка слиты воедино»

Анализ сцены - воспоминания, когда Зилов прощается с уезжающей Галиной. Искренен ли герой?

«Я сам виноват, я знаю. Я сам довел до этого… Я тебя замучил, но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь… Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю… Не знаю… Неужели у меня нет сердца? Да, да, у меня нет ничего - только ты, сегодня я это понял, ты слышишь?» - обращается он к жене, ожидая в это время Ирину. И уже к ней, думая, что говорит с Галиной, обращает полные чувства слова: «Я возьму тебя на охоту… Знаешь, что ты там увидишь?.. Такое тебе и не снилось… Ты увидишь, какой там туман… А когда подымется солнце?! О!.. А ночь? Боже мой! Знаешь, какая там тишина? Тебя там нет… Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет…»


Сравните трактовки этой сцены в критике.

  • «Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как нечто возвышенно-поэтическое. В самом деле - природа, тишь, сосредоточенность души… Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? «Знаешь, какая там тишина? - объясняет герой. - Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Объяснение сумрачное. Этими короткими фразами («И ничего нет… И не было… И не будет…») будто гвозди заколачиваются…»
  • «…Вампилов в этом монологе показывает искреннее и глубокое раскаяние души героя, а не очередной его треп, как ухитрились воспринять его те критики, которые с порога отрицают в нем духовные начала… («Тебя там нет… Ты еще не родился. И ничего нет… И не будет» - то есть нет больше его прежнего, другого меня и не будет) - этот обет исправиться, возродиться, который он дает жене, тоже признак «бездуховности»?»

Б. Сушков

В. Лакшин


Смысл названия. Мотив охоты в пьесе.

  • Охота соединяет человека с природой, с охотой связаны восторг от красоты рассветов и закатов, от запаха трав и цветов, от красок леса и неба, от тишины… Если в природе мы так чувствуем ее и себя, значит, в ней очищаемся от суеты, наносного, ненастоящего, дурного в себе - нравственно очищаемся. Но охота - это ведь еще и погоня, преследование и смерть, которую несет охотник, это дозволенное, разрешенное убийство! А Галина, жена Зилова, говорит, что он ни разу не убил даже маленькую птичку. Он же жалеет, что не способен убить, завидует хладнокровию Димы. Так что же для него охота? Ведь не хобби, как сказал Кушак.

На охоте Зилов вряд ли сможет убить, а в жизни бьёт без промаха по своим родным и близким людям, не понимая старую истину, что творимое тобой зло вернется к тебе во сто крат.


Анализ финальной сцены

  • «Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче… Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся - по его лицу мы так и не поймем».
  • Трижды повторяет автор это «плачет или смеется»: от истолкования этих слов зависит судьба героя, какой мы ее представляем, уже за рамками пьесы.

Главный герой пьесы “Утиная охота” Зилов в представлении многих олицетворяет 60-70-е годы. Люди поколения Зилова - люди, потерявшие цель или никогда и не видевшие её.

Трагедия героя той эпохи в том, что он не способен на поступок.


Традиции Чехова в пьесе

  • Первая авторская ремарка: «Городская квартира в типовом доме… Мебель обыкновенная… В окно видны последний этаж и крыша типового дома»? Какой знак подал нам здесь автор, повторяя одну и ту же деталь?

Вампилов: «Среда - это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда - это то, как каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?»

События пьесы каждодневны, будничны. Герои “Утиной охоты” только что влюблялись, ссорились, расставались. Жизнь в пьесах Вампилова - это неостановимый, бесцветный, размеренный поток. Но именно он - необъяснимый источник душевных драм, сломанных судеб.

Cлайд 1

Александр Вампилов (1937 – 1972) драматург, сыгравший значительную роль в современном театре

Cлайд 2

А.Вампилов вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался. «Я смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым»,- написал Вампилов в своей записной книжке. Так и случилось: Вампилов погиб за несколько дней до своего 35-летия.17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега…

Cлайд 3

Писательская судьба его, возможно, была предопределена: «Дорогая Тася! – обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения, - …Я уверен, всё будет хорошо. И вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей. Я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли…» 19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, всё-таки родила сына. Моё предчувствие оправдалось… сын. Как бы не оправдал второе… У меня, знаешь, вещие сны.»

Cлайд 4

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. В этот год отец, Валентин Никитич, подписался на полное собрание сочинений любимого поэта: для детей. А жители Кутулика, одного из самых отдалённых сибирских посёлков Иркутской области, надолго запомнили вечер в клубе, где директор школы, учитель литературы В.Н.Вампилов, самозабвенно читал им стихи великого поэта. Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, круглое – дроби – к слезам: они пролились в 1939 году, когда отца арестовали по ложному обвинению и расстреляли 40 лет от роду.

Cлайд 5

На руках Анастасии Прокопьевны четверо детей, старшему из которых было семь лет. « После смерти мужа, - рассказывает она, - я осталась работать преподавателем математики в той же школе посёлка Кутулик, где мы вместе начинали учительствовать. Долгих двадцать два года прожила я с детьми в посёлке, в бревенчатом доме барачного типа. Дом стоял на школьном дворе – там и вырос Саша. Кутулик по праву считал своей родиной…» От неё, от матери, человека удивительной доброты и чистоты, Саня, как звали его родные, перенял самые лучшие свои качества. Этой женщине, так много испытавшей, В.Распутин посвятил рассказ «Уроки французского», опубликованный в годовщину смерти друга.

Cлайд 6

В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятёрки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Уходил в туристические походы на несколько дней или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее село с драмкружком или футбольной командой, любил путешествовать. Собирал по округе бездомных собак и кормил их. Хорошо играл на гитаре и немного пел, увлекался классической музыкой.

Cлайд 7

Много читал. Писал в школьные годы стихи, но никогда никому не показывал. Скрывал. Под клятвой читал Саня друзьям: Моей весны цветы давно увяли. / Я перестал уже о них жалеть,/ огнём своим они меня сжигали,/ И я решил: им больше не гореть./ И я их забывал. Мои старанья/ Вернули в душу тишь и благодать - / Приятно пережить любви страданье,/ И всё ж страдания приятней забывать. Был бессменным членом редколлегии школьной газеты и хорошо рисовал. Общительность, расположение к людям, доверчивость и открытость – черты его характера, жизнь и людей он любил всегда

Cлайд 8

«После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город… Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?» - читаем в очерке Вампилова «Прогулки по Кутулику» «Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», - с горечью и болью писал В.Распутин.


error: Контент защищен !!